ОБУЧЕНИЕ АУДИРОВАНИЮ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ОГЭ Соболева Н.М. Замятина К.А. МБОУГ 11
Знакомство с форматом ЕГЭ и ГИА – это условие успешной сдачи экзамена. Федеральный институт педагогических измерений размещает всю необходимую информацию по ЕГЭ и ГИА на сайте Кроме того, каждый год публикуются открытые демонстрационные варианты.
Перед учащимися возникают объективные трудности при аудировании иноязычной речи: условия (различные шумы, помехи); индивидуальные особенности источника (речи, тембр, артикуляция, темы речи) языковые особенности воспринимаемого материала: 1. большое количество незнакомой лексики, 2. идиоматические сочетания (т.е. чем обширней словарный запас учащихся, тем легче им понимать иноязычную речь); 3. фразеологизмы, 4. клише, 5. речевые обороты, 6. прецизионные слова (т.е. слова, отличающиеся высокой точностью: числительные, дни недели, даты, имена собственные).
В своей работе мы используем три вида аудирования: Listening for general understanding, Listening for detailed comprehension, Listening for extra specific information.
Упражнения, облегчающие восприятие речи на слух: аудирование со зрительной опорой (печатный текст, картинки, идеал - видео) аудирование, направленное на узнавание конкретных слов, структур (заполнить пропуски предложениями, глаголами и.т.д.) упражнения на тренировку памяти (прослушать и сравнить с печатным текстом, найти расхождения, запомнить все даты, имена и т.д., и повторить их в той последовательности, в которой их слышали), упражнения на тренировку вероятного прогнозирования (подобрать определения к словам, составить возможные словосочетания), упражнения в логическом развитии замысла (т.е. умение закончить фразу (текст), определить содержание по заголовку)
Этапы работы с прослушиванием текста: до прослушивания, во время прослушивания, после прослушивания.
I этап Виды работы: работа с заголовком (определить возможную тематику, перечень проблем, ключевые слова и выражения), использование ассоциаций, которые могут быть связаны с именем автора, сформировать предложения о тематике текста на основе имеющихся иллюстраций, ознакомить с новой лексикой и определить тематику (проблематику) текста на основе языковой догадки.
II этап -multiple- choice Example -понимание на уровне смысла: The children are talking about: a) their holidays b) their plans c) their school life -true / false statements -wh-questions(Who, what, when, where, why, -multiple-choice questions) Example- проверка конкретных фактов: Where were the children in summer? What did they do there? Who did they live with? Выявление глубокого смысла: Why do you think the children are sorry to be back?
III этап Виды работы с прослушанным текстом: охарактеризовать основных героев; сказать, какое высказывание наиболее точно передает основную мысль текста; составить аннотацию текста, дать рецензию; придумать, что могло бы случиться, если бы был другой конец; дать другое название текста; отношение к событиям и оценка текста; пересказ услышанного текста.
Рекомендации для повышения уровня коммуникативной компетенции по аудированию: Рекомендации для повышения уровня коммуникативной компетенции по аудированию: выбор тем доступных и интересных, фильтрация и секция языковой наполненности, естественный медленный темп, удлиненные паузы между предложениями, тренировка слуха, памяти, внутренней речи, использование различных речевых жанров, аутентичных текстов, использование видео.
Необходимо научить учащихся: прочитать инструкцию и определить, требуется ли извлечь основную информацию, запрашиваемую информацию либо точную, полную информацию из текста; важно выработать умение понимать в тексте ключевые слова, необходимые для понимания основного содержания; нужно не обращать внимания на слова, от которых не зависит понимание основного содержания; необходимо давать ответы во время звучания аудиозаписи и использовать также 15- секундную паузу между первым и вторым прослушиваниями аудиотекстов; если требуется извлечь запрашиваемую информацию, следует концентрировать внимание только на этой информации, отсеивая информацию второстепенную; выбор ответа в заданиях на понимание запрашиваемой информации в прослушанном тексте должен быть основан только на той информации, которая звучит в тексте, а не на том, что вы думаете или знаете по предложенному вопросу; если требуется извлечь полную информацию, после 1 прослушивания надо отметить наиболее вероятные ответы, выделяя в звучащем тексте ключевые слова и соотнося с теми, что уже подчеркнуты в утверждениях; во время 2 прослушивания следует сконцентрироваться на той информации, которая была пропущена в первый раз или в правильности которой есть сомнения; следует помнить, что в заданиях часто используются синонимы, антонимы, а не конкретные слова из текста.