Составлена учителем русского языка и литературы МОУ «Лицей 8» г. Тихвина Жевнеровой Светланой Александровной.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
СЛОВА ОДИНАКОВЫЕ ПО НАПИСАНИЮ, НО АБСОЛЮТНО РАЗНЫЕ ПО ЛЕКСИЧЕСКОМУ ЗНАЧЕНИЮ.
Advertisements

5 КЛАСС РАЗДЕЛ « ЛЕКСИКА » П Л А Н Р А Б О Т Ы: ТЕОРИЯ: - что такое омонимы - как различать омонимы и многозначные слова - работа со словарем ПРАКТИКА:
Презентация к уроку по русскому языку (5 класс) по теме: Омонимы 5 класс презентация
ЦЕЛЬ УРОКА: сформировать понятие об омонимах. ЗАДАЧИ: развитие умения формулировать определение понятий; формировать умения работы со словарями; научить.
Презентация к уроку по русскому языку (5 класс) по теме: Омонимы
ОМОНИМЫ Омонимы – это слова, одинаковые по звучанию, но совершенно различные по лексическому значению. Обычно омонимы относятся к одной части речи. Например:
Тема занятия 2: «Омонимия». Цель занятия: Познакомиться с разновидностями омонимов.
Не можешь – сумей, Не знаешь – узнай, Не бойся тропы отвесной, Пробуй, ищи, свершай, достигай, Чтоб жизнь твоя стала песнейстала песней.
1) Раздел лингвистики, изучающий словарный состав языка, - это …. 2) Главный смысл слова, о котором мы думаем, когда его произносим, - это … 3) Слова,
5 КЛАСС РАЗДЕЛ « ЛЕКСИКА » Омонимы Омонимы (греч. homōnyma, от homós одинаковый и ónyma имя), одинаково звучащие единицы языка, в значении которых (в.
Омонимия Презентацию подготовила Учитель Кирпищикова С.Н.
Одинаковые, но разные…. Сколько предметов определяет в данном стихотворении слово «ключ»? Одинаково ли пишутся эти разные по значению слова? Шёл я с сумкой.
Ъъ ьь юю яя ее Русский язык 3 класс Подготовила Храмова Е.Ю., Учитель начальных классов.
Тема урока: «Омонимы». Цели урока: активизировать знания по теме «Омонимы»; активизировать знания по теме «Омонимы»; закреплять умение находить в толковом.
Угадайте! -Кто вы? -Мы лисички, дружные сестрички. А вы- то кто же? -Мы лисички тоже.. -Как? С одной-то ножкой? -Нет, еще со шляпкой. Лисички Лисички.
Русский язык с увлечением Рабочая тетрадь по русскому языку «Омонимы» Выполнила: Кужабаева Зарина.
Омонимы Выполнил Сайфуллин Джамиль, ученик 5А класса.
День вступ ил в свои права. Постучались в дверь слова. Я открыл им. Что за чудо?! Предо мною близнецы. Я спросил их: - Вы откуда Появились, молодцы? Отвечали.
Понятие о омонимах
Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению. Слова одной и той же части речи, одинаковые.
Транксрипт:

Составлена учителем русского языка и литературы МОУ «Лицей 8» г. Тихвина Жевнеровой Светланой Александровной

«Поделись улыбкою своей…»

С И Н О Н М И М Ы З И С О В А О АРХ Л Н И ЫМ И Н О ТА А К М ЛЕ КС ЛОГИ З Ы Н Е О 1. Слова, близкие, по лексическому значению, но различные по написанию. Ы 2. Устаревшие слова. 3. Основная единица языка.4. Слова, противоположные по значению.5. Словарный состав языка. 6. Новые слова. Ы

Омонимы (от древнегреч.:хомос – «ОДИНАКОВЫЙ», онима – «имя») – это слова, одинаковые по звучанию, но совершенно различные по лексическому значению. Термин введён Аристотелем. Обычно омонимы относятся к одной части речи. Например: лук (имя сущ.) - огородное растение и лук (имя сущ.) – оружие, спортивный снаряд.

Норка вылезла из норки Нету норки, И пошла к знакомой норке.Может, норка В норку норки ну Возле норки? Вошла,Нет нигде. Норку в норке Пропал и след. Не нашла.Норка – здесь, Если в норке А норки нет! А. Шибаев. Запишите слова-омонимы и выполните их морфемный разбор.

Найдите омонимы. горький лук – лук охотника; подземный ключ – ключ от входной двери; заплести косу– точить косу.

Определите, есть ли в предложениях омонимы, подчеркните их.

1. Апельсин – плод цитрусового дерева. По реке проплывал плот. 2. Я люблю печь пироги. В доме перекладывали печь. 3. Подплываем к бе́регу Я берегу́ эту книгу. Вывод: В русском языке есть полные омонимы и частичные (омофоны, омоформы, омографы)

ВИДЫ ОМОНИМОВ * Полные омонимы *Частичные омонимы: 1. Омофоны (разное написание) «Приятно поласкать дитя или собаку, но всего необходимее полоскать рот.» (К. Прутков) *В справочник: омофоны: поласкать – полоскать. 2. Омоформы (разные части речи) Вы, щенки! За мной ступайте! Да смотрите ж, не болтайте, Будет вам по калачу, А не то поколочу. (А.С.Пушкин) *В справочник: омоформы: по калачу (предлог с сущ.), поколочу (глаг.). 3. Омографы (разное произношение). А что такое Атлас? Его приносят в класс? Я прочитала «атлас», Но есть ведь и атл Ас. *В справочник: омографы: атл Ас – Атлас.

КАПИТАН кран¹кран²

СХОДСТВО Пишутся одинаково ОТЛИЧИЕ Многозначные Омонимы имеют абсолютно общее в ЛЗ разные ЛЗ (по форме, цвету, характеру, действию )

* «Дорога налево» «Дорога налево» * «Дорога направо» «Дорога направо»

Отгадайте загадки. 1. Вот слово. Для решенья В нем отыщите два значенья: Несется первое к реке, Другое щелкает в замке. Одно лепечет на поляне, Шумит в лесу и на лугу, Другое улеглось в кармане И там все время ни гугу. 2. Я травянистое растение С цветком различного цвета, Но переставьте ударение, И превращаюсь я в конфету. 3. Чёрно-белая полоска, раскрасочка – отличная. Небольшая, но лошадка – очень симпатичная. Если в городе её вам придётся встретить, На пешеходном переходе – можно не заметить.

Что такое «каламбур»? Каламбур – это игра слов. - Кто вы? - Мы лисички, дружные сестрички. - Ну а вы-то кто же? - Мы лисички тоже. - Как, с одной-то лапкой? - Нет, ещё со шляпкой. Сев в такси, спросила такса: - За проезд какая такса? А водитель: - Денег с такс Не берем совсем. Вот так-с!

Что необходимо сделать, чтобы смысл предложений стал ясен? -Наконец мы нашли настоящий замок. Это была настоящая мука.

Зал..знать на дерево – зал..знать рану, зап..вать куплет – зап..вать лекарство, пол..скать бельё – пол..скать котёнка. Залезнать на дерево – зализнать рану, запевать куплет – запивать лекарство, полоскать бельё – поласкать котёнка. Случайно разбить стекло. – Молоко стекло со стола на пол.

Что повторили на уроке? Что узнали нового? Что вызвало особый интерес? В чём затруднялись? Какую цель вы поставили в начале урока? Цель выполнена?

* Учить записи в справочнике. * Выполнить задания к тексту. * Творческое задание (по желанию): составить каламбур.