ночь улица фонарь аптека
1. Характер грамматической основы Найдите назывные предложения. Подчеркните грамматическую основу, дайте её характеристику (состав, чем выражена). Выводы о способах выражения подлежащего в назывных предложениях запишите в рабочую тетрадь. Двадцать первое. Ночь. Понедельник. Очертанья столицы во мгле. (А.Ахматова) Учебник: стр.86, задание под звёздочкой.
2. Структура Подчеркните главные и второстепеные члены назывных предложений. Чем может быть распространено подлежащее в назывном предложении? Какие частицы могут быть в назывном предложении, какие значения они вносят в предложение? Сделайте вывод о структуре назывного предложения. Вывод запишите в тетрадь. Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн. (А.Блок.) Осень. Сказочный чертог, Весь открытый для обзора. Просеки лесных дорог, Заглядевшихся в озера. (Б. Пастернак.) Какая ночь! Я не могу. Не спится мне. Такая луность. (С.Есенин) Вот моя деревня. Вот мой дом родной. (И.Суриков)
3. Значение 1. Сопоставьте пары предложений. Подчеркните грамматическую основу предложений. В каких из них смысл высказывания исчерпан до конца, какие дают возможность домыслить, до фантазировать, ярче представить картину? Лютует январь. Разбушевались метели. Снега покрыли всё кругом. Мы идём по дороге к лесу. Пробираемся узкой тропинкой. Видим избушку лесника. Январь. Метели. Снега. Дорога к лесу. Узкая тропинка. Избушка лесника. На основании 1-ого задания запишите вывод в тетрадь. Почему имено назывные предложения дают возможность домыслить, до фантазировать? 2. Какое время выражается в назывных предложениях? Осений вечер. Тишина. (А.П.Чехов) Пять или шесть утра. Сизый туман. Рассвет. (М.И.Цветаева). Ответ запишите в тетрадь. 3. Что изменяется при изменении временого плана? Мороз и солнце. Был мороз. Будет солнце. 4. Проблема Изменится ли синтаксический состав предложения при изменении порядка слов? Объясните свой ответ. Луная ночь. Ночь луная.
4. Сфера употребления. Роль в предложении. 1. Для какого стиля речи и типа речи характерно использование назывных предложений? Почему? Главный вопрос нашего исследования Какие выразительные возможности заложены в назывных предложениях? Для ответа на вопрос выполните следующее задание. Задание: определите, к какому стилю относятся тексты из упражнения; спишите, графически прокомментируйте орфограммы; найдите назывные предложения, обозначьте основу. определите роль назывных предложений в тексте. Подсказка – роль назывных предложений в тексте: Помогаю создать образную (картину) природы; состояния героя; позволяет ввести читателя в ту обстановку, в которой развернётся действие ( время, место и т. д) 1. Луна. На тропке облюбовал(н,н)ой Теней волшебная игра. Снег и берёзы… Всё каткова(н,н)о Из молодого серебра. (В.Фёдоров) Стиль текста _________________________________________ Тип речи_________________________________________ Роль в тексте ______________________________________________________________ Обозначьте орфограммы на месте скобок. 2. Утро. Выглядываю в кусочек окна, (не ) заглушё(н-н)ый морозом, и не узнаю леса. Какое великолепие и спокойствие! И Бунин. Стиль текста _________________________________________ Тип речи_________________________________________ Роль в тексте ______________________________________________________________________ Обозначьте орфограммы на месте скобок. 3. Перед вами авторские ремарки из комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Комната в доме городничего. Те же и почтмейстер. Стиль текста _________________________________________ Тип речи_________________________________________ Роль в тексте ___________________________________________________________________ 4. Швед, русский – кол_т, руб_т, реж_т Бой барабаный, клики, скрежет, Гром пушек, топот, ржанье, стон. И смерть и ад со всех сторон. А.С. Пушкин Стиль текста _________________________________________ Тип речи_________________________________________ Роль в тексте ___________________________________________________________________ Обозначьте орфограммы окончаниях глагола. 5. Отрывок из очерка В.Пескова. Давайте вместе разглядим снимок, сделаный с высоты, на которой над лесом летают птицы. Дорога. Постройки. Сад. Лес, уходящий за горизонт. Путеводитель по Ясной Поляне утверждает: имено так выглядела усадьба, когда Лев Толстой был еще жив. Стиль текста _________________________________________ Тип речи_________________________________________ Роль в тексте ___________________________________________________________________ Объясните графически постановку запятых. Вывод: в назывных предложениях заложены большие изобразительные возможности, они по сути своей созданы для описания. Подводя итог нашего исследования, проверим наши знания. Итак, предмет исследования? – назывные предложения. ( Дальше зачитываются записи в тетради, выводы. Сделаные во время урока. Итог: для того, чтобы сделать этот вывод мы проделали большую работу: Что мы делали на пути исследования?. - Изучив особености грамматической основы и структуры назывных предложений, научились находить их в тексте; - Исследуя значения назывных предложений и сферу их употребления, обнаружили огромные изобразительные возможности назывных предложений. А это позволило нам ответить на главный вопрос нашего исследования: почему писатели и поэты так любят назывные предложения. Вывод: Назывные предложения помогают кратко запечатлеть фрагмент действительности. Детали, которые названы, важные, выразительные, рассчитаные на опыт и воображение слушателя или читателя, такие, по которым можно представить общую картину, обстановку, поэтому они часто используются в художественых текстах. (слайд) Называя предметы, расцвечивая их определениями, литераторы рисуют картины природы, обстановку, описывают состояние героя, дают оценку окружающему миру.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 1. Исследование назывных предложений вы продолжите дома, выполняя упр 175, параграф Задание творческого характера - найти рекламу, в которой используются назывные предложения. Подберите удачные с точки зрения культуры языка и неудачные.