Мастер-класс для педагогов «Особенности построения НОД по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте» Составила учитель-логопед Рупец Евгения Александровна 2013 г
Грамота – это овладение умением читать и писать тексты. Излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью.
Основные компоненты, которые входят в процесс обучения грамоте: сформированность звуковой стороны речи; сформированность фонематических процессов; готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи; знакомство с терминами: "звук", "слог", "слово", "предложение", звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие. умение работать со схемой слова, предложения, разрезной азбукой; владение навыками послогового чтения.
Речь устная письменная слово буквы предложение звуки текст
Звуки Буквы
ЙОТИРОВАННЫЕ ЗВУКИ гласные буквы е, ё, ю, я обозначают два звука, если они стоят: в начале слова (юг, яма, Емеля); после гласных (заявка, приют, Пелагея), а могут обозначать один звук, после согласного; после букв Ь, Ъ (вьюга, въезд).
Мягкий знак и твёрдый знак - буква, а не звук!!!
Звуко-буквенный разбор характеризует слоговую, звуковую структуру слова и анализирует его графический состав.
Деление слов на слоги
Соотнеси картинку со схемой слова
Предложение – это слова связанные между собой по смыслу. Схемы предложения
Составьте схему предложения по опорным картинкам.
Игры с буквами «Какая буква выглянула в окно» «Буквы перепутались»
«Зашумлённые буквы» «Буквы перевёртыши»
Рекомендации по обучению грамоте детей. 1. Путь дошкольника к грамоте лежит через игры в звуки и буквы. Ведь письмо это перевод звуков речи в буквы, а чтение это перевод букв в звучащую речь. 2. Знакомству и работе ребенка с буквами предшествует звуковой период обучения. 3. Играя с ребенком в звуки, полагайтесь, прежде всего, на собственный слух. 4. На протяжении всего периода обучения следует называть и звуки и соответствующие им буквы одинаково - т.е. так, как звучит звук. 5. Не смешивайте понятие звук и буква. Помните: звук мы слышим и произносим, а букву - видим и можем ее писать. 6. Знакомя с буквами, давайте только печатные образцы. 7. Максимальная продолжительность занятий для 6-7 летних детей составляет минут. 8. Будьте щедрыми на похвалу, отмечайте даже мельчайшие изменения ребенка, выражайте свою радость и уверенность в его дальнейших успехах. 9. Разумная требовательность взрослого будет только на пользу ребенку.
Спасибо за внимание!