Работа с текстом. Сочинение КОЗЛОВА Л.В. Учитель русского языка и литературы
Вот снег, вот дворик, вот дитя бежит- Всё есть и воспеванью подлежит. Что может быть разумней и священней? День жизни, как живое существо, Стоит и ждёт участья моего. Б ЕЛЛА А ХМАДУЛИНА
Слово «ТЕКСТ» образовано от слова «ТКАТЬ» ТЕКСТ – предложения, связанные друг с другом по смыслу и грамматически (окончаниями) Признаки текста: - наличие темы, - наличие основной мысли Тема – предмет речи Основная мысль – отношение автора к теме (это одно предложение в тексте, где отражено отношение автора к тому, что он описывает) ТЕКСТ – то, что СОТКАНО из предложений Однокоренные слова: Текстиль Ткань Отсюда – ткань произведения
Тема текстов совпадает. Основная мысль – противоположна Тема текста - осина Я, признаюсь, не слишком люблю это дерево – осину – с её бледно- лиловым стволом и серо-зелёной металлической листвой, которую она вздымает как можно выше и дрожащим веером раскидывает в воздухе. Не люблю я вечное качанье её круглых неопрятных листьев, неловко прицепленных к длинным стебелькам. И.С.Тургенев Тема текста - осина Мне нравится нежно-зелёная яркая окраска стволов осины, отличная от красно-бурых сосен, от белых берёз, от чёрной коры дубов, лип и вязов. Мне нравится беспокойное лепетание осины…Это очень нежное, неназойливое, безобидное лепетание. С первым дыханием осени до неузнаваемости преображается матово-зелёная сероватая листва осин. В.Солоухин
«Данное» и «новое» в тексте «Данное» - старая информация В «данном» повторяется какая-то часть предыдущего предложения. В тексте «данное» служит для связи предложений. «Данное» формирует ТЕМУ текста. «Новое» -новая информация, информация, ради которой составлено предложение «Новое» в предложении является основной информацией. «Новое» выделяется логическим ударением. В спокойной речи «новое» находится в конце предложения. «Новое» развивает мысль и формирует ОСНОВНУЮ МЫСЛЬ текста.
Важно понимать: Тему и основную мысль формирует разная информация в предложениях, поэтому никогда тема и основная мысль не могут совпадать.
Последовательное соединение предложений в тексте 1)ЖИДКИЕ ИСКУССТВЕННЫЕ СМОЛЫ МОЖНО ВСПЕНИВАТЬ И ПОЛУЧАТЬ ЛЁГКУЮ КАК ПУХ ПЕНУ. 2)ПЕНА ЗАТВЕРДЕВАЕТ И ПРЕВРАЩАЕТСЯ В ПРОЧНЫЙ И ОЧЕНЬ ЛЁГКИЙ МАТЕРИАЛ. 3)ТАКИЕ МАТЕРИАЛЫ НАЗЫВАЮТ ПЕНОПЛАСТАМИ.
СХЕМА ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДАННОЕ …ПЕНА ТАКИЕ МАТЕРИАЛЫ НОВОЕ ПЕНУ ЛЁГКИЙ МАТЕРИАЛ ПЕНОПЛАСТА МИ
Особенность последовательного соединения предложений: Д 1 Н 1 Д 2 Н 2 Д 3 Н 3
ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ СОЕДИНЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ВОЙНА ПРИНЕСЛА НАШЕЙ СТРАНЕ МНОГО ГОРЯ. ОНА РАЗОРИЛА СОТНИ ГОРОДОВ И СЁЛ. ОНА УНИЧТОЖИЛА МИЛЛИОНЫ ЛЮДЕЙ. ОНА ТЫСЯЧИ ДЕТЕЙ ЛИШИЛА ОТЦОВ И МАТЕРЕЙ.
СХЕМА ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДАННОЕ Война Она (война)Она (война))Она (война) НОВОЕ принесла горе разорилауничтожилалишила
Особенность параллельного соединения предложений: Д 1 = Д 2 =Д 3 =Д 4
Начертить схемы текстов Вокруг города по низким пологим холмам раскинулись леса. В лесах попадались большие луговины и глухие озёра. По берегам озёр росли огромные сосны. Сосны всё время глухо шумели. Недавно мне подарили котёнка. Он такой любопытный, трусливый и обидчивый… (продолжить)
Определить схему текста Наш сад красивый. Слева от сада тёмный старый колодец. За ним плещется и журчит весёлая речка. На крутом её берегу поставили памятник героям войны. А за речкой простираются поля золотой пшеницы. Акулы – опасные хищные рыбы. Их называют морскими разбойниками. Акулы распугивают и уничтожают рыбу, рвут сети, иногда нападают на людей.
Существует только 2 схемы соединения предложений Большие тексты создаются комбинированием этих 2-х схем
Текст можно составить, ТРОНЕШЬ ОДНО, ОТЗОВЁТСЯ ДРУГОЕ. 1. развивая тему, 2. развивая основную мысль
Как научить писать небольшие связные тексты? Игра «Зацепись за предложение». Указать схему( 1 или 2) 1 У моей сестры была кукла. У куклы было красивое платье. На платье был пришит красивый бант… 2 У моей сестры была кукла. Она была необыкновенной. Кукла умела ходить… Начальная школа: 1 На парте лежит тетрадь. Возле тетради открыт учебник… 2 На парте лежит тетрадь. Она открыта. Тетрадь разлинована в линейку. Эта тетрадь предназначена для письма. Игра «Зацепись за предложение» (Добавляя предложения, дети цепляются друг ха друга согнутыми пальчиками)