Работа с текстом. Сочинение КОЗЛОВА Л.В. Учитель русского языка и литературы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Связь предложений в тексте Изучение нового материала.
Advertisements

Связь предложений в тексте Изучение нового материала.
Связь предложений в тексте Повторение материала. Вспомним определение текста Текст – от лат. textum, что значит Текст – от лат. textum, что значит Текст.
ВИДЫ И СРЕДСТВА СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ Теория и практика.
Повторить изученные понятия текст, тема текста, основная мысль текста. Закрепить на практике умение разграничивать способы связи предложений в тексте:
Типы речи В русском языке различают 3 типа речи: повествование описание рассуждение.
Презентация к уроку «Что такое текст» подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ «Первомайская сош» р.п.Первомайский Тамбовской обл. Халяпина.
Работа 2 Рисование деревьев Цель: научиться рисовать деревья, используя их природные отличия друг от друга.
Основы редактирования. Средства межфразовых связей. Лексические средства. Презентация Суходольской С.Л., учителя русского языка и литературы МОУ «СОШ 15»
МБОУ «Таканышская СОШ» Мамадышского муниципального района Республики Татарстан 2012 год.
ОСЕНЬ Осень - это переход от лета к зиме. В начале осени еще тепло. В это время в садах и на огородах созревает много овощей... ОВОЩИ.
ОСЕНЬ Осень - это переход от лета к зиме. В начале осени еще тепло. В это время в садах и на огородах созревает много овощей... ОВОЩИ.
Типы речи ПРЕДМЕТ Что это? Кто это? Какие они? Что они делают? Почему предметы такие?
Урок окружающего мира во 2 классе Автор: Ильина Любовь Ивановна, учительница начальных классов МОУ «СОШ 11 с углубленным изучением отдельных предметов»
Слова какой части речи добавлены?. Сквозь волнистые туманы Пробирается луна, На печальные поляны Льет печально свет она. По дороге зимней,скучной Тройка.
ТЕС Т Указать номера предложений с однородными определениями ( знаки препинания не проставлены) 1.Он легко справлялся с трудными математическими задачами.
Ю.Н.Евдокимова 2008 г.. Дети сидели на уроке. В окно светило солнце. Запах луговой травы очень силен. В морозный день солнце сияет ярко. На карнизе сидят.
Если скажут слово – Родина, Сразу в памяти встает Старый дом, в саду смородина, Толстый тополь у ворот. ………………………… Или степь от маков красная, Золотая.
Развитие речи. ТИПЫ ТЕКСТА ПОВЕСТВОВАНИЕ ОПИСАНИЕ РАССУЖДЕНИЕ.
Отношения между объектами УМК по информатике Н.В. Матвеевой, 3 класс.
Транксрипт:

Работа с текстом. Сочинение КОЗЛОВА Л.В. Учитель русского языка и литературы

Вот снег, вот дворик, вот дитя бежит- Всё есть и воспеванью подлежит. Что может быть разумней и священней? День жизни, как живое существо, Стоит и ждёт участья моего. Б ЕЛЛА А ХМАДУЛИНА

Слово «ТЕКСТ» образовано от слова «ТКАТЬ» ТЕКСТ – предложения, связанные друг с другом по смыслу и грамматически (окончаниями) Признаки текста: - наличие темы, - наличие основной мысли Тема – предмет речи Основная мысль – отношение автора к теме (это одно предложение в тексте, где отражено отношение автора к тому, что он описывает) ТЕКСТ – то, что СОТКАНО из предложений Однокоренные слова: Текстиль Ткань Отсюда – ткань произведения

Тема текстов совпадает. Основная мысль – противоположна Тема текста - осина Я, признаюсь, не слишком люблю это дерево – осину – с её бледно- лиловым стволом и серо-зелёной металлической листвой, которую она вздымает как можно выше и дрожащим веером раскидывает в воздухе. Не люблю я вечное качанье её круглых неопрятных листьев, неловко прицепленных к длинным стебелькам. И.С.Тургенев Тема текста - осина Мне нравится нежно-зелёная яркая окраска стволов осины, отличная от красно-бурых сосен, от белых берёз, от чёрной коры дубов, лип и вязов. Мне нравится беспокойное лепетание осины…Это очень нежное, неназойливое, безобидное лепетание. С первым дыханием осени до неузнаваемости преображается матово-зелёная сероватая листва осин. В.Солоухин

«Данное» и «новое» в тексте «Данное» - старая информация В «данном» повторяется какая-то часть предыдущего предложения. В тексте «данное» служит для связи предложений. «Данное» формирует ТЕМУ текста. «Новое» -новая информация, информация, ради которой составлено предложение «Новое» в предложении является основной информацией. «Новое» выделяется логическим ударением. В спокойной речи «новое» находится в конце предложения. «Новое» развивает мысль и формирует ОСНОВНУЮ МЫСЛЬ текста.

Важно понимать: Тему и основную мысль формирует разная информация в предложениях, поэтому никогда тема и основная мысль не могут совпадать.

Последовательное соединение предложений в тексте 1)ЖИДКИЕ ИСКУССТВЕННЫЕ СМОЛЫ МОЖНО ВСПЕНИВАТЬ И ПОЛУЧАТЬ ЛЁГКУЮ КАК ПУХ ПЕНУ. 2)ПЕНА ЗАТВЕРДЕВАЕТ И ПРЕВРАЩАЕТСЯ В ПРОЧНЫЙ И ОЧЕНЬ ЛЁГКИЙ МАТЕРИАЛ. 3)ТАКИЕ МАТЕРИАЛЫ НАЗЫВАЮТ ПЕНОПЛАСТАМИ.

СХЕМА ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДАННОЕ …ПЕНА ТАКИЕ МАТЕРИАЛЫ НОВОЕ ПЕНУ ЛЁГКИЙ МАТЕРИАЛ ПЕНОПЛАСТА МИ

Особенность последовательного соединения предложений: Д 1 Н 1 Д 2 Н 2 Д 3 Н 3

ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ СОЕДИНЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ВОЙНА ПРИНЕСЛА НАШЕЙ СТРАНЕ МНОГО ГОРЯ. ОНА РАЗОРИЛА СОТНИ ГОРОДОВ И СЁЛ. ОНА УНИЧТОЖИЛА МИЛЛИОНЫ ЛЮДЕЙ. ОНА ТЫСЯЧИ ДЕТЕЙ ЛИШИЛА ОТЦОВ И МАТЕРЕЙ.

СХЕМА ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДАННОЕ Война Она (война)Она (война))Она (война) НОВОЕ принесла горе разорилауничтожилалишила

Особенность параллельного соединения предложений: Д 1 = Д 2 =Д 3 =Д 4

Начертить схемы текстов Вокруг города по низким пологим холмам раскинулись леса. В лесах попадались большие луговины и глухие озёра. По берегам озёр росли огромные сосны. Сосны всё время глухо шумели. Недавно мне подарили котёнка. Он такой любопытный, трусливый и обидчивый… (продолжить)

Определить схему текста Наш сад красивый. Слева от сада тёмный старый колодец. За ним плещется и журчит весёлая речка. На крутом её берегу поставили памятник героям войны. А за речкой простираются поля золотой пшеницы. Акулы – опасные хищные рыбы. Их называют морскими разбойниками. Акулы распугивают и уничтожают рыбу, рвут сети, иногда нападают на людей.

Существует только 2 схемы соединения предложений Большие тексты создаются комбинированием этих 2-х схем

Текст можно составить, ТРОНЕШЬ ОДНО, ОТЗОВЁТСЯ ДРУГОЕ. 1. развивая тему, 2. развивая основную мысль

Как научить писать небольшие связные тексты? Игра «Зацепись за предложение». Указать схему( 1 или 2) 1 У моей сестры была кукла. У куклы было красивое платье. На платье был пришит красивый бант… 2 У моей сестры была кукла. Она была необыкновенной. Кукла умела ходить… Начальная школа: 1 На парте лежит тетрадь. Возле тетради открыт учебник… 2 На парте лежит тетрадь. Она открыта. Тетрадь разлинована в линейку. Эта тетрадь предназначена для письма. Игра «Зацепись за предложение» (Добавляя предложения, дети цепляются друг ха друга согнутыми пальчиками)