Формирование диалогической связной речи детей дошкольного возраста в режимных моментах ГБОУ СОШ 9 СПДС 10 «Снежок» 2013 г г.о.Жигулевск
Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура) не достигнут своей цели, если не найдут завершающего выражения в развитии связной речи ". /Ушакова О.С./
Речевое развитие дошкольников ведется по следующим разделам : Воспитание ЗКР (формирование произношения, звукопроизношение, развитие интонационной выразительности) Лексическое развитие речи (слово и словарная работа) Грамматический строй речи (морфология, словообразование, синтаксис) Формирование связной речи (диалог, монолог, выразительность речи)
Обогащение словарного запаса Обучение составлению пересказа Придумывание рассказа Разучивание стихотворений Отгадывание загадок Работа по развитию связной речи ведется по следующим направлениям:
Непосредственная образовательная деятельность (объяснения, пояснения, показ, чтение худ. литературы, дидактические игры, моделирование) Совместная деятельность с детьми Самостоятельная деятельность детей (дидактические игры, рассматривание картин, чтение книг) Формы работы с детьми
Формирование связной речи дошкольников ведется комплексно: Коррекционное звукопроизношение Формирование навыков анализа (звук- слово- предложение- текст) Формирование лексико-грамматических категорий Формирование связной речи (звук- слово- предложение- текст)
Методы и приемы обучения детей развитию речи 1.Традиционные: наглядные практические словесные 2. Нетрадиционные: Схемы гибкие символы наглядной моделирование ( с детьми ОВЗ) мнемотехника(набор символов для лучшего усвоения) книжки- развивайки речевые дорожки
Мнемотаблица
Схема составления рассказа по картине: 1. Подготовительная работа: - беседа -рассматривание картины -что главного на ней изображено -детали - признаки 2. Составление графического плана(карточки с фрагментами картин) 3. Рассказ(беседа)
Взаимодействие воспитателя с учителем-логопедом Индивидуальная работа по разделам: -автоматизация звуков - работа над мелкой моторикой -преодоление лексико-грамматических недоразвитие речи (по лексическим темам) - развитие связной речи
Методы обучения диалогической связной речи Метод разговора воспитателя с детьми(беседа) (главным в общении является понимание ребенка, ребенок охотно вступает в контакт со взрослым, чувствует интерес и доброжелательность. Разговорная речь должна быть понятной, связной.) Ребенок 2-3 года легко отвлекается от содержания разговора. На 4-5 году переходит от отрывочных высказываний к более последовательным, задает вопросы: как? Почему? Зачем? Ребенок 5-ти лет способен к целеустремленному разговору, который содержит вопросы, ответы, выслушивание собеседников. Метод имитации (театрализации :сказок, стихов; пересказ : интонация, эмоции).
Приемы обучения связной речи ПРИЕМ СЛОВЕСНЫХ ПОРУЧЕНИЙ Воспитатель дает образец словесной просьбы, предлагает ребенку повторить. Для развития форм речи педагог организует рассматривание картинок, рисунков, книг. Побудить к общению помогут рассказы воспитателя, которые вызывают аналогичные воспоминания, активизируют суждения. ПРИЕМ ОРГАНИЗАЦИЯ ПОСЕЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДРУГОЙ ГРУППЫ Гости расспрашивают об игрушках, книгах. Самое лучшее время для коллективных разговоров- прогулка. Для разговоров воспитатель использует все моменты жизни детского сада: утро, вечер.
ПРИЕМ БЕСЕДА Организованный разговор педагога со всей группой детей, посвященный одному вопросу, например: о семье, труде. Дети 4-5 лет испытывают потребность делиться своими впечатлениями на темы из личного опыта, охотно рассказываю о встречах на природе, об игрушке. Но не хватает терпения выслушать собеседника, начинают говорить одновременно. В диалоге они получают опыт равенства, учатся говорить понятно, связно, задавать вопросы, отвечать, рассуждать. Диалог – партнерские отношения между собеседниками.
ПРИЕМ ВЗРОСЛЫЙ НАЧИНАЕТ ПРЕДЛОЖЕНИЕ, А РЕБЕНОК ЕГО ЗАВЕРШАЕТ. Широко применяется при описании предметов, игрушек, при составлении рассказов по картине, по серии картин, по чистоговорке. ПРИЕМ ДРАМАТИЗАЦИИ Используется при рисовании, рассказывании сказки, при сочинении по картине. Дети охотно изображают, как они дуют на одуванчик, на снежинку. ПРИЕМ СОВМЕСТНОГО СОСТАВЛЕНИЯ С ДЕТЬМИ РАССКАЗА Один ребенок начинает рассказ, второй продолжает, третий заканчивает. Дети сами выбирают очередность. Это может быть сочинение по картине, по серии картин, по набору игрушек.
Замечательным приемом, создающим почву для диалога детей, является СОВМЕСТНОЕ РИСОВАНИЕ К ИЛЛЮСТРАЦИЯМ. Для совершенствования диалогической речи подходят: 1. Театрализованные игры 2. Народные игры 3. Подвижные игры 4. Игры с правилами 5. Словесные дидактические игры
Связная речь –это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно. ТИПЫ СВЯЗНОЙ РЕЧИ Описание Рассуждение Повествование
Использование приемов обучения связной речи в педагогическом процессе Для младшего дошкольного возраста характерно: Тщательно продуманные вопросы Рассказ воспитателя как образец Совместное рассказывание
Использование приемов обучения связной речи детей В средней группе дети учатся составлять рассказ по схеме: Описание предмета, картинки, игрушки, сравнивание, сопоставление Указание на предмет, называние его Описание признаков, действий предметов Оценка предмета и отношение ребенка к нему
В старшем возрасте : Частичный образец –план рассказа Последовательное составление рассказа Составление рассказа по рисунку
Литература 1.О.В.Ушакова «Развитие речи в детском саду», Л.П. Федоренко, Г.М. Фомичева «Методика развития речи детей дошкольного возраста 2, М, 1977.
Желаю вам дальнейших успехов в работе!.