Задание Указать логически выстроенную последовательность действий (алгоритм) при выполнении заданий ГИА в 9, 11 классе (часть А, В) 1
Алгори́тм точный набор инструкций, описывающих порядок действий исполнителя для достижения результата решения задачи за конечное время. инструкций решения задачи 2
9 класс 3
А3. Выразительные средства лексики, фразеологии и грамматики. Укажите предложение, в котором содержится метафора. 1) Она покачивалась на загорелых ногах, как на стебельках, задумчиво смотрела мимо людей и водила смычком. 2) По крайней мере, Кинтеля печальная и светлая музыка взяла в плен сразу же, и сама девочка – тоже. 3) Было что-то удивительно милое в этой скрипичной мелодии и в том, кто её играл, – в быстрых тонких пальцах, в дрожании волос, в задумчивых глазах и строгих бровях. 4) А будь у него свои деньги – хоть сто рублей! – он тут же выложил бы их в футляр, к ногам девочки. 4
В1. Стили и функционально-смысловые типы речи. Замените слово бумажек из предложения 19 синонимом официально- делового или научного стиля. Люди слушали внимательно, и в скрипичном футляре лежало уже немало мятых бумажек. 5
В2. Правописание корней (в том числе в словарных словах). Из предложений 6-7 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне. (6) Она была тоненькая, курносая, с короткими и растрёпанными, как у мальчишки, волосами. (7) Она покачивалась на загорелых ногах, как на стебельках, задумчиво смотрела мимо людей и водила смычком. 6
В3. Правописание приставок. Слит- ное, раздельное, дефисное написание слов различных частей речи. Из предложений 6-10 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой. (6) Она была тоненькая, курносая, с короткими и растрёпанными, как у мальчишки, волосами. (7) Она покачивалась на загорелых ногах, как на стебельках, задумчиво смотрела мимо людей и водила смычком. 7
В4. Правописание суффиксов различных частей речи (в том числе Н-НН). Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени. В предложениях найдите слово, в котором правописание НН определяется правилом: «Если при прилагательном, образованном от глагола несовершенного вида, есть зависимые слова, то это прилагательное переходит в причастие и в его суффиксе пишется НН». Выпишите найденное причастие с зависимым словом. (24) И она посмотрела бы – на неловкого, стриженного арестантским ёжиком, в мятой, узлом на пузе завязанной рубашке... (25) Он и так уже стоит здесь, наверно, полчаса, поэтому все, конечно, догадались о его заворожённости... 8
В5. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при вводном слове. Может,(1) я хотел подольше задержаться там,(2) на мирной и тихой Волге,(3) представляя героя книжки,(4) моего сверстника,(5) самим собою? 9
В6. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочинённого предложения. По крайней мере,(1) Кинтеля печальная и светлая музыка взяла в плен сразу же,(2) и сама девочка – тоже. Кинтель смотрел на юную скрипачку,(3) и сердце у него заходилось в сладкой тоске. 10
В7. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения. Он и так уже стоит здесь,(1) наверно,(2) полчаса,(3) поэтому все,(4) конечно,(5) догадались о его заворожённости... Кинтель попятился,(6) чувствуя,(7) как наливаются теплотой уши и щёки. 11
B8. Словосочетание. Замените словосочетание слушали внимательно, построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. 12
В9. Предложение. Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. Выпишите грамматическую основу предложения 23. Все сразу начали бы глядеть на него. 13
В10. Осложнённое простое предложение. Среди предложений 1-5 найдите предложения с однородными члена- ми. (1) Кинтель увидел маленькую скрипачку в последний день августа, когда шагал на рынок за картошкой. (2) Сперва он услышал музыку. (3) У забора заброшенной стройки полукольцом стояли ребята и взрослые, человек пятнадцать. (4) А на фоне тёмных и рваных афиш игра- ла на скрипке девочка. (5) Одного с Кинтелем возраста. 14
В11. Осложнённое простое предложение. Среди предложений най- дите предложения с обособленным обстоятельством. (25) Он и так уже стоит здесь, наверно, полчаса, поэтому все, конечно, догадались о его заворожённости... (26) Кинтель попятился, чувствуя, как наливаются теплотой уши и щёки. (27) И пошёл, пошёл, не решаясь оглянуться. (28) И долго ещё слышал скрипку... 15
В12. Синтаксический анализ сложно- го предложения. Укажите количество грамматических основ в предложении 1. Кинтель увидел маленькую скрипачку в последний день августа, когда шагал на рынок за картошкой. 16
В13. Сложные бессоюзные предложения. Среди предложений 3-8 найдите сложное бессоюзное предложение. (3) У забора заброшенной стройки полукольцом стояли ребята и взрослые, человек пятнадцать. (4) А на фоне тёмных и рваных афиш играла на скрипке девочка. (5) Одного с Кинтелем возраста. (6) Она была тоненькая, курносая, с короткими и растрёпанными, как у мальчишки, волосами. (7) Она покачивалась на загорелых ногах, как на стебельках, задумчиво смотрела мимо людей и водила смычком. (8) У ног девочки, в пыльных подорожниках, лежал скрипичный футляр, в откинутой крышке его белел бумажный лист. (9) На нём крупно было написано: (10) «Зарабатываю на скрипку». 17
В14. Сложные предложения с разными видами связи между частями. Среди предложений найдите сложноподчинённое предложение с однородными придаточными. (19) Люди слушали внимательно, и в скрипичном футляре лежало уже немало мятых бумажек. (20) У Кинтеля в кармане были лишь деньги, которые дал дед и которые можно было тратить только на картошку. (21) А будь у него свои деньги – хоть сто рублей! – он тут же выложил бы их в футляр, к ногам девочки. (22) Хотя... посмел бы он? (23) Все сразу начали бы глядеть на него. (24) И она посмотрела бы – на неловкого, стриженного арестантским ёжиком, в мятой, узлом на пузе завязанной рубашке... 18
11 класс 19
А1. Орфоэпические нормы. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? 1) щ Авель 2) зак Упорить 3) восприн Ял 4) путепр Овод 20
А2. Употребление слова в соответствии с лексическим значением и нормами лексической сочетаемости. В каком предложении вместо слова представить нужно употребить предоставить? 1) Его представили к высшей награде государства. 2) Рефераты вы обязаны представить на проверку не позднее чем через неделю. 3) Ему представили отпуск всего лишь на неделю. 4) На суде адвокат представил серьёзные доводы в пользу его невиновности 21
А3. Морфологические нормы (образование форм слова). Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) застигнул меня врасплох 2) свыше ста пятидесяти пяти 3) согласно распоряжению директора 4) этот австралийский кенгуру 22
А4. Построение предложения с деепричастием. Выберите грамматически правильное продолжение предложения. Окончив школу, 1) перед каждым встаёт вопрос о выборе профессии. 2) наступила пора прощания с одноклассниками. 3) я задумался о выборе профессии. 4) ему захотелось поступить в вуз. 23
А5. Нормы согласования и управления. Построение предложений с однородными членами. Построение СПП. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы). 1) По окончании учёбы мы всем классом пойдём в турпоход. 2) Мы пошли к дому известного учёного, который находился недалеко от станции. 3) Те, кто сделал самые интересные доклады, получили призы и грамоты. 4) Большинство проголосовало за моё предложение, меньшинство было против. 24
А6. Смысловая и композиционная целостность текста (последовательность предложений в тексте). Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в тексте? 1) В любом возрасте люди способны к творчеству. 2) Творческие способности человека формируются ещё в детстве. 3) Иностранный язык, как говорят специалисты, можно учить в любом возрасте. 4) Иностранный язык можно освоить, только если начать изучать его с детства. (2) Но у каждого возраста есть свои преимущества. 25
А7. Средства связи предложений в тексте. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в седьмом предложении? 1) Однако 2) Таким образом, 3) Одним словом, 4) Кроме того, 26
А8. Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. Какие слова являются грамматической основой в седьмом предложении текста? 1) живут люди разных национальностей 3) известно 2) такие опасения напрасны 4) дети могут Однако такие опасения напрасны: известно, например, что в городах, где живут люди разных национальностей, маленькие дети могут знать по три-четыре языка и не путать их. 27
А9. Виды предложений по количеству грамматических основ. Виды сложных предложений по средствам связи час- тей. Сложные предложения с разными видами связи. Укажите верную характеристику шестого предложения текста. 1) сложное с союзной сочинительной и подчинительной связью 2) простое осложнённое 3) сложное бессоюзное 4) сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью Чужой язык, как утверждают некоторые, может сбить ребёнка с толку, помешать освоению родного. 28
А10. Части речи. Укажите правильную морфологическую характеристику слова каждого из второго предложения текста. 1) качественное прилагательное 2) относительное прилагательное 3) указательное местоимение 4) определительное местоимение Но у каждого возраста есть свои преимущества. 29
А12. Правописание –Н- и –НН- в суффиксах разных частей речи. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется -НН-? Драгоце(1)ым камнем, огранё(2)ым великим мастером – Временем, можно назвать древнерус- скую литературу, богатства которой ещё в полной мере не осозна(3)ы. 1) 1 2) 1, 2 3) 2, 3 4) 1, 2, 3 30
А13. Правописание корней. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня? 1) распр…мившийся, скр...пленный, п...лисад- ник 2) рел…гиозный, закл...нание, пром...кашка 3) раздр...жение, спл...влять лес, выж...мать сок 4) благосл...вить, пок...яние, не прож...вал здесь 31
А14. Правописание приставок. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква? 1) и…тощённый,...биться, бе...лунный 2) медал...он, п...едестал, р...яный 3) пр…кратить, пр...людия, пр...клонить ветку 4) пред...юльский, с...змала, сверх...зобилие 32
А15. Правописание личных оконча- ний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква е? 1) дыш…шь, обид…вший 2) эконом…шь, замасл…нный 3) дремл…шь, приемл…мый 4) реж…шь, прикле…вший 33
А16. Правописание суффиксов разли- чных частей речи (кроме –Н-/-НН-). В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква и? A. въедл...вый Б. никел...вый B. нищ...та Г. рассматр…вать 1) А, Б2) А, В3) А, Г4) А, Б, Г 34
А17. Правописание НЕ и НИ. В каком предложении НЕ/НИ со словом пишется раздельно? 1) Эпитет – образное, (не)обычное опреде- ление. 2) Дон в мете переправы далеко (не)широкий, всего около сорока метров. 3) (Ни)кто в пьесе не соглашается с Чацким в том, что прислуживаться безнравственно. 4) (Не)кому задать вопросы, которые мучат Пьера после дуэли в Сокольниках. 35
А18. Слитное, раздельное, дефисное написание слов. В каком предложении оба выделен- ных слова пишутся слитно? 1) Воспитательное значение художественной лите-ратуры огромно, (ПО)ТОМУ что она действует на мысли человека ТАК(ЖЕ) сильно, как и на чувства. 2) Художники-импрессионисты большое внимание уделяли свету, постоянно меняющемуся (В)ТЕЧЕНИЕ дня, и воздуху, в который КАК(БЫ) погружены предметы и фигуры людей. 3) (И)ТАК, все мои блестящие надежды рушились, и (В)МЕСТО весёлой московской жизни ожидала меня скука в стороне глухой и отдалённой. 4) Лесная малина (ПО)СРАВНЕНИЮ с садовой мелкая, но гораздо более сладкая и душистая, (ПО)ЭТОМУ, даже выращивая прекрасную крупную садовую малину, деревенские жители любят ходить за лесной. 36
А19. Пунктуация в ССП и простом предложении с однородными члена- ми. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении: Подозрения в неверности постоянно мучили Долли ( ) и она уже отгоняла их от себя. 1) ССП предложение, перед союзом И запятая не нужна. 2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна. 3) ССП предложение, перед союзом И нужна запятая. 4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая. 37
А20. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами (оп- ределениями, обстоятельствами, при- ложениями). В каком варианте правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Увидев мужа (1) Анна подняла голову (2) и (3) как будто просыпаясь (4) улыбнулась. 1) 2, 4 2) 1, 2 3) 1, 2, 4 4) 1, 3, 4 38
А21. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? По мнению специалистов (1) не все свои движения человек может контролировать. Так (2) глаза (3) например (4) «не умеют лгать». 1) 2, 3, 42) 1, 2, 4 3) 1, 2, 3, 44) 1, 2, 3 39
А22. Знаки препинания в простом осложнённом предложении (с однородными членами). Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.) 1) Этот авторитетный тон Лаптев слышал и десять и пятнадцать лет назад. 2) В коридоре и в комнате стоял дым и пахло порохом. 3) Но тяжело нагруженные сани не двигались ни туда ни сюда и всё больше увязали в подтаявшем снегу. 4) Разведчики должны были отметить наиболее выгодное место для будущих наблюдательных пунктов да разведать оборонительные сооружения. 40
А23. Знаки препинания в БСП. Как объяснить постановку двоето- чия в данном предложении? Вскоре я понял: необходимо либо бежать из столицы и прятаться где-нибудь в деревне, либо решительно изменить образ жизни. 1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части. 2) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения. 3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части. 4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части. 41
А24. Знаки препинания в СПП. В каком варианте ответа правиль- но указаны все цифры, на месте кото- рых в предложении должны стоять запятые? Они молча разобрали деньги (1) большая часть (2) которых (3) досталась главарю (4) и принялись потягивать ром. 1) 2, 42) 13) 1, 4 4) 1, 3 42
А25. Знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюз- ной связью. Сложное предложение с разными видами связи. В каком варианте ответа правиль- но указаны все цифры, на месте ко- торых в предложении должны стоять запятые? Она любила наряжаться, но не умела и жалела на это деньги (1) и одевалась дурно и неряшливо (2) так что на улице обыкновенно (3) когда она шла на урок (4) её легко можно было принять за молодого послушника. 1) 2, 42) 1, 2, 3 3) 1, 2, 3, 44) 2, 3, 4 43
А26. Синтаксические нормы. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заме- нить обособленным определением, выраженным причастным оборотом? 1) Небольшая ночная птица, которая мчалась на своих мягких крыльях, почти наткнулась на меня. 2) На письменном столе его лежала стопка бумаг, которые требовали немедленного ответа. 3) Они снова очутились в прохладном коридоре второго этажа, в котором успели побывать за этот день раз пятнадцать. 4) Крестьяне, что нас сопровождали, показали нужный нам дом. 44
А27. Информационная обработка текс- тов разных стилей и жанров. Прочитайте текст. В начале XIX века отошедшие от дел дворяне и придворные фавориты переселялись в Москву, так что она стала, по словам современника, «инвалидным домом всех русских дворян, знатных и незнатных, чиновных и бесчиновных». Дворянская Москва была городом, полным противоречий. Роскошные особняки чередовались с жалкими деревянными домишками бедноты, крытыми соломой. Утончённость западной роскоши во многих дворянских домах уживалась с дедовскими обычаями. Здесь рядом существовали роскошь и нищета, изобилие и крайняя бедность, набожность и неверие, постоянство дедовских времён и передовые взгляды. 45
А27. В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте? 1) В начале XIX века население Москвы быстро росло за счёт приезжих. 2) В начале XIX века в Москву приезжали многие дворяне, отошедшие от дел, от царского двора. 3) В начале XIX века Москва была городом противоречий. 4) В Москве наряду с консерваторами было много людей передовых взглядов. 46
А28. Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целост- ность текста. Какое утверждение НЕ СООТВЕТС- ТВУЕТ содержанию текста? 1) На следующий день автор искал мальчика, вероятно, для того, чтобы убедить его в бесполезности этой работы. 2) Встреченный автором в лесу мальчик заставил его задуматься, помог многое понять. 3) Мальчик расчищает дорогу, чтобы помочь людям встречать друг друга, понимать и любить. 4) На следующий день автор искал мальчика, вероятно, для того, чтобы присоединиться к его работе. 47
А29. Функционально-смысловые типы речи. Какой тип(-ы) речи представ- лен(-ы) в тексте? 1) рассуждение 2) рассуждение и повествование 3) рассуждение и описание 4) повествование и описание 48
А30. Лексическое значение слова. Деление лексики русского языка на группы в зависимости от смысловых связей между словами. Какое слово использовано в переносном значении? 49
В1. Основные способы словообразо- вания. Каким способом образовано слово въяве (предложение 1)? Был ли въяве или только приснился мне этот странный мальчик, овеянный нежностью и печалью нездешности? 50
В2. Части речи. Из предложения 37 выпишите все местоимения. Мне никогда уже не попадалось ни заброшенного шоссе, ни даже тропинки, что нуждались в моём спасающем труде. 51
В3. Типы подчинительной связи в словосочетании. Определите тип связи в словосо- четании этим дорогам (предложение 40). Вот этим дорогам был я нужен. 52
В4. Грамматическая основа предложения. Виды предложений по нали- чию главных членов. Среди предложений 48 найдите сложное, в состав которого входит односоставное определённо-личное. 4) Часто бывает, что чудеса находятся возле нас протяни руку и возьми, а мы и не подозреваем об этом! (5) Тот день начался с маленького чуда: оказалось, что ольшаник, примыкавший к дачной ограде, сказочно богат грибами. (6) Как и всегда во время счастливого грибного промысла, я становился всё разборчивее. (7) Поиски завели меня в глубь леса, и чем дальше я шёл, тем плотнее росли деревья, всё труднее было пробираться вперёд. (8) Тут я набрёл на этого мальчика, и свершилось главное чудо дня. 53
В5. Простое осложнённое предложе- ние. Среди предложений 48 найдите предложение с обособленным согла- сованным определением. 4) Часто бывает, что чудеса находятся возле нас - протяни руку и возьми, а мы и не подозреваем об этом! (5) Тот день начался с маленького чуда: оказалось, что ольшаник, примыкавший к дачной ограде, сказочно богат грибами. (6) Как и всегда во время счастливого грибного промысла, я становился всё разборчивее. (7) Поиски завели меня в глубь леса, и чем дальше я шёл, тем плотнее росли деревья, всё труднее было пробираться вперёд. (8) Тут я набрёл на этого мальчика, и свершилось главное чудо дня. 54
В6. Сложное предложение. Среди предложений 18 найдите сложное предложение с параллельным подчинением придаточных. (1) Был ли въяве или только приснился мне этот странный мальчик, овеянный нежностью и печалью нездешности? (2) Я знаю, что он был, как было булыжное шоссе, заросшее ромашкой. (3) Но даже если бы этот мальчик принадлежал сну, он затронул мою душу неизмеримо сильнее многих других людей, чья очевидность не вызывает сомнений. (4) Часто бывает, что чудеса находятся возле нас протяни руку и возьми, а мы и не подозреваем об этом! (5) Тот день начался с маленького чуда: оказалось, что ольшаник, примыкавший к дачной ограде, сказочно богат грибами. (6) Как и всегда во время счастливого грибного промысла, я становился всё разборчивее. (7) Поиски завели меня в глубь леса, и чем дальше я шёл, тем плотнее росли деревья, всё труднее было пробираться вперёд. (8) Тут я набрёл на этого мальчика, и свершилось главное чудо дня. 55
В7. Средства связи предложений в тексте. Среди предложений 3743 найди- те такое, которое соединяется с преды- дущим при помощи частицы и указа- тельного местоимения. (37) Мне никогда уже не попадалось ни заброшенного шоссе, ни даже тропинки, что нуждались в моём спасающем труде. (38) Но с годами я по-иному понял наставления мальчика. (39) В моём сердце начиналось много дорог, ведущих к разным людям: и близким, и далёким, и к тем, о ком ни на минуту нельзя было забыть, и к почти забытым. (40) Вот этим дорогам был я нужен. (41) Я не жалел ни труда, ни рук, не давал сорнякам глушить, разрушать их, превращать в ничто. (42) Но если я преуспевал в этом, то лишь потому, что всякий раз с другого конца дороги начиналось встречное движение. (43) Лишь одну, самую важную дорогу не дано мне было спасти, быть может, потому, что никто не шёл мне навстречу. 56
В8. Речь. Языковые средства выразите- льности. «В своём рассказе-притче Ю. Нагибин широко использует __, например в предложениях 3943, что, безусловно, связано с основной идеей текста. Конкретность, зримость и одновременно поэтичность повествования достигается за счёт многочисленных ___, в частности в предложениях 1, 5, 6, 34 (странный мальчик, сказочно богат, счастливый промысел, жгучее нетерпение). Пользуется автор и приёмом __ (предложение 39). Понять смысл рассказа помогает __, с которого повествование начинается (предложение 1)». СПИСОК ТЕРМИНОВ: 1) гипербола 6) синекдоха 2) литота 7) антитеза 3) развёрнутая метафора 8) риторический вопрос 4) метонимия 9) оксюморон 5) эпитеты 57