Диалог. Языковые и неязыковые средства, используемые в двалоге Учитель русского языка Бабанской ООШ Уманской районной рады Черкасской области Телятник С.В.
Диалог – «два» - два, логос –«слово» Греч. разговор двух или более лиц
слова другого. Диалог состоит из реплик.. Реплика является ответом одного собеседника на слова другого
-Жила-была однажды маленькая девочка, и звали ее Желтая Шапочка, - начал свой рассказ дедушка. - Не желтая, а Красная! – перебил его внук. -Ах да! Красная Шапочка…Мама позвала ее однажды и говорит: Послушай, Зеленая Шапочка…, - продолжал дедушка. - Да нет же, Красная! – воскликнул мальчик. - Да, да, Красная. Пойди к тетушке и отнеси ей картофельную шелуху… Прочитайте текст. Можно ли назвать его двалогом? Разыграйте в лицах
Составьте двалоги по сюжетным картинкам. Винегрет -Ну, ребята, как делишки? - Хорошо! – кричат мальчишки. - Есть ли новости у вас? - Есть! - и начали рассказ… - Ходил я в цирк не так давно. - А я на речке был. - Как было весело, смешно! - Разделся и поплыл. - Нахохотался я до слез. - И вдруг пошел ко дну. - Там пес кота в коляске вез. -И закричал : «Тону!» - Там клоун был без головы. - А тут ребята шли. - Играли в мяч морские львы. - Они меня спасли Прочитайте стихотворение
Восстановить пропущенные реплики: да, на юге В Крыму Конечно видел, купался в нем Море – огромное! На одном берегу стоишь, а другое даже не видно
Ответьте на вопросы : 1. Можно ли разговор мальчиков назвать двалогом? 2. Как вы думаете, почему стихотворение называется двалогом? 3. Исправьте текст, чтобы получился настоящий двалог. 4. Запишите текст в исправленном виде.
Рассмотрите картину В. Маковского «Первый фрак». Подумайте, какие реплики могли бы произносить герои картины. Составьте рассказ по картине. Придумайте и введите в рассказ двалог.
Языковые и неязыковые средства создают ясность и выразительность двалога, часто используются одновременно
Языковые средства наиболее точно передают замысел говорящего. К ним относятся : слово, словосочетание, предложение
Неязыковые средства устной разговорной речи : Сочетание позы, жестов, мимики, интонации, тембра голоса, пауз, тембра речи, взгляда, плача, смеха и т.п.
Какие неязыковые средства речи использованы на рисунках ?
Какой должна быть речь Как этого добиваться Содержатель ной Последователь ной Богатой Подчиняйте свое высказывание теме и основной мысли, не говорите и не пишите лишнего. Излагайте мысль по порядку Используйте разнообразные языковые средства Требования к речи
Точной Выразитель ной Уместной Правильной Употребляйте наиболее точные слова Подбирайте слова, наиболее ярко передающие мысль Учитывайте, с кем и где вы говорите Соблюдайте правила произношения, грамотно стройте предложения
Рассмотрите рисунок. Соблюдая требования к речи, составьте двалог по рисунку
Рефлексия Продолжить предложения : 1. Сегодня на уроке я …. 2. Больше всего я запомнил… 3. В разговоре с друзьями я …
Удачного общения !
Использованные источники : Литература : 1. Л.В.Давидюк. Календарное планирование уроков русского языка. 5 класс \\ ж. «Всесвітня література », 11, 2000 г. 2. Полякова Т.М., Самонова Е.И. Русский язык. Учебник для 5 кл. – К. «Генеза», 2014 г. Интернет-ресурсы: