Текст. Ключи к тексту. Микротема.
ТЕКСТ отзыв анекдот стихи рассказ объявление аннотация диалог монолог письмо Я и мои тексты
ТЕКСТ – ЭТО СОЧЕТАНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ ПО СМЫСЛУ И ГРАММАТИЧЕСКИ. ЗАДАНИЕ: ОХАРАКТЕРИЗУЙТЕ ТЕКСТ ПО СХЕМЕ: кому? Кто? Зачем? (автор) для чего?
Все лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щечки, спинки и животики. И до того налились и пропитались солнцем, что к осени стали как солнышки – багряными и золотыми. Налились, отяжелели, потекли. Полетели иволгами по ветру, запрыгали белками по сучкам. Понеслись куницами по земле. Зашумел в лесу золотой дождь. Н.Сладков
Перед дальней дорогой скворцы посидят немного у своих домиков, даже споют на прощание. Все они будут ждать возвращения на родину. Хотя в чужих краях и тепло, и сытно, но ни один скворец не будет петь, ни одна скворчиха не будет выводить птенцов. Осенью певчие птицы улетают на юг.
КЛЮЧИ К ТЕКСТУ Слово- стяг, дружину водит. Заголовок связан с темой текста, он ведет текст. Знай то, о чем говоришь. Тема – это то, о чем или о ком говорится в тексте. Надо знать, что главное ты хочешь сказать. Чтобы понять текст, нужно знать его основную мысль. Первый шаг все определяет. Первое предложение текста.
Кто умеет выбирать нужное из многого – тот мудр. Опорные(ключевые) слова образуют смысловую цепочку текста. Ключевые слова связаны по смыслу с заголовком, темой, основной мыслью текста. Конец – делу венец. Конечные слова текста, последняя его часть. СИЛЬНЫЕ ПОЗИЦИИ ТЕКСТА: заголовок, первое и последнее предложения, опорные слова текста.
Какие смысловые, тематические и каверзные вопросы по тексту вы хотели бы задать? Какие ключики помогут вам открыть замочки текста?
И мы стали дальше обедать, и я ел рассольник и потихоньку стонал от удовольствия. И вдруг мама положила ложку и сказала ни с того ни с сего: – Прямо не знаю, пускать его в гости или нет? Вот тебе раз! Гром среди ясного неба! Я сказал: – А почему? И папа тоже: – В чем дело-то? – Он нас там опозорит. Он совершенно не умеет есть. Стонет, хлебает, везет… Кошмар! – Ничего, – сказал я. – Мишка тоже стонет, еще лучше меня. – Это не оправдание, – нахмурился папа. – Нужно есть прилично. Мало тебя учили? – Значит, мало, – сказала мама. – Ничему не учили, – сказал я. – Я ем как бог на душу положит. И ничего. Довольно здорово получается. А чему тут учить-то?
– Нужно знать правила, – сказал папа строго. – Ты знаешь? Нет. А вот они: когда ешь, не чавкай, не причмокивай, не дуй на еду, не стони от удовольствия и вообще не издавай никаких звуков при еде. – А я не издаю! Что, издаю, что ли? – И никогда не ешь перед обедом хлеб с горчицей! – воскликнула мама. Папа ужасно покраснел. Еще бы! Он недавно съел перед обедом, наверное, целое кило хлеба с горчицей. Когда мама принесла суп, оказалось, что у нее уже нет хлеба, папа весь съел, и мне пришлось бежать в булочную за новым. Вот он теперь и покраснел, но промолчал. А мама продолжала на него смотреть и все говорила беспощадным голосом. Она говорила как будто бы мне, но папе от этого было не по себе. И мне тоже. Мама столько наговорила, что я просто ужаснулся. Как же теперь жить? Того нельзя, этого нельзя! – Не роняй вилку на пол, – говорила мама. – А если уронил, сиди спокойно, не становись на четвереньки, не ныряй под стол и не ползай там полчаса. Не барабань пальцами по столу, не свисти, не пой! Не хохочи за столом! Не ешь рыбу ножом, тем более если ты в гостях.
Представьте себе, что старый писатель долго работал и заснул за письменным столом. Ночью он нечаянно толкнул стоящий на столе стакан молока. Часть рукописи оказалась смытой, но, к счастью, кое-что все же сохранилось. Помогите автору восстановить свой текст: запишите его в тетради, потом прочитайте свой текст одноклассникам и обменяйтесь мнениями.
Моя собака Я очень люблю собак, а свою – больше всех. Когда Тяпка был щенком, он любил грызть тапочки. Однажды Очень смешное существо черный и неуклюжий Жадно ел, тихонько скулил окреп. долго тренировался, площадка особенно вечером мои друзья, Верная это пословица: «Собака – друг человека.»
ТЕМА-МИКРОТЕМА. Что такое микротема? Если в тексте несколько частей, то каждая из них имеет свою тему. Это узкие темы, или микротемы. Все микротемы подчинены общей теме и раскрывают ее.
Где в этой схеме микротемы? как они связаны с темой текста? ДОБ РЫЕ ДЕЛА Хорошо работать Помогать другим Уважать всех, даже самых маленьких
Определите по количеству абзацев количество микротем. Как они соотносятся с главной темой текста? Передайте содержание каждой микротемы одним предложением. Можно ли ваш текст назвать кратким пересказом?
ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ В ДРЕВНОСТИ. Знаменитые игры проводились в Элладе один раз в четыре года. Одно из главных состязаний – пятиборье – начиналось с бега. Встав на дорожке друг подле друга, атлеты ждали сигнала. Того, кто не дождавшись, срывался с мест, судья больно бил хлыстом. Затем состязались в прыжках в длину. Для усиления толчка атлеты пользовались гирями. Отталкиваясь от земли, прыгун резким движением выбрасывал вперед руки, в которых были зажаты гири.
Метание копья и диска было третьим и четвертым видом состязаний в пятиборье. Пятым состязанием была борьба, где проявлялись сила и ловкость атлетов. Борцы использовали подножку, захваты рук и шеи. В начале схватки они стремились вывалять друг друга в пыли, чтобы намазанное оливковым маслом тело стало менее скользким и легче было бы сделать захват. Для победы требовалось трижды коснуться земли обеими лопатками.