Текст. Ключи к тексту. Микротема.. ТЕКСТ отзыв анекдот стихи рассказ объявление аннотация диалог монолог письмо Я и мои тексты.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПРЕЗЕНТАЦИЯ С ОБОЛЕВОЙ Т.С. К УРОКУ РИТОРИКИ В 5 КЛАССЕ « ТЕКСТ»
Advertisements

ЧТО ТАКОЕ ТЕКСТ?. Все лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щечки, спинки и животики. И до того налились и пропитались солнцем, что к осени сами.
История олимпийских игр. Древняя Греция Олимпийские игры продолжались пять дней. В первый день атлеты приносили жертвы богам, давали клятву бороться.
Комплексный анализ текста. Все лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щечки, спинки и животики. И до того налились и пропитались солнцем, что к.
Фотоальбом «Моя дружная семья!» Ученицы первого класса Лукьяновой Анастасии.
Урок чтения. 1-2 класс Сказки. Е.Чарушин « Теремок». Автор работы: Третьякова Л.В., учитель начальных классов школы.370 Московского района Санкт-Петербурга.
Автор: учитель истории школы 121 Е.Ю.Станкевич. План урока 1.Возникновение Олимпийских игр 2.Пять незабываемых дней 3.Победители Олимпийских игр 4.Домашнее.
Что такое текст.. Тебе, конечно, приходилось слышать слово текст. А что такое текст? Трудно?
Текст Несколько предложений, в которых говориться об одном и том же и раскрывается общая мысль, называю т текстом.
Неугомонные Как прошла первая четверть. Первая четверть была немного сумбурной, потому что мы отвлекались от занятий, помогали совхозу в уборке свеклы.
Жил-был в одной сказочной стране Ветерок. Был он очень маленький, появился на свет совсем недавно. И потому всего-всего боялся. Пролетит мимо дерева, зашуршат.
Друзья Вода и Мыло выполнила соц. педагог МОУ СОШ 10 Хрипунова К.Ю.
Александр Куприн «Слон». Речевая разминка 1.Прочитайте по слогам. 2.Прочитайте с ускорением. 3.Прочитайте, начиная быстро, а затем замедляя темп. 4.Прочитайте.
Мы думаем, что жизнь станет лучше, когда мы поженимся, заведем ребенка, потом еще одного. Потом мы разочаровываемся, потому что наши дети недостаточно.
Условное наклонение 6 класс. Прочитайте отрывок из рассказа В. Драгунского «... Бы ». Один раз я сидел и ни с того ни с сего вдруг такое надумал, что.
Что такое Дружба ?. Без дружбы никакое общение между людьми не имеет ценности. Cократ.
Что надо знать о физкультуре Презентацию подготовила ученица 4 класса Передреева Анастасия.
ПРЕЗЕНТАЦИЯПРЕЗЕНТАЦИЯ Чтобы использовать ИКТ автор Фамилия Имя Отчество. Учитель (предмет). Регалии. 2 Чтобы соответствовать.
«МИР МОИХ УВЛЕЧЕНИЙ» Фролова Ксения Фролова Ксения 5 класс 5 класс Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Иткульская средняя школа Муниципальное.
Тишина Е.А., Правдюк Л.С., учителя начальных классов МОУ СОШ 6, г.Георгиевска 2009 год.
Транксрипт:

Текст. Ключи к тексту. Микротема.

ТЕКСТ отзыв анекдот стихи рассказ объявление аннотация диалог монолог письмо Я и мои тексты

ТЕКСТ – ЭТО СОЧЕТАНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ ПО СМЫСЛУ И ГРАММАТИЧЕСКИ. ЗАДАНИЕ: ОХАРАКТЕРИЗУЙТЕ ТЕКСТ ПО СХЕМЕ: кому? Кто? Зачем? (автор) для чего?

Все лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щечки, спинки и животики. И до того налились и пропитались солнцем, что к осени стали как солнышки – багряными и золотыми. Налились, отяжелели, потекли. Полетели иволгами по ветру, запрыгали белками по сучкам. Понеслись куницами по земле. Зашумел в лесу золотой дождь. Н.Сладков

Перед дальней дорогой скворцы посидят немного у своих домиков, даже споют на прощание. Все они будут ждать возвращения на родину. Хотя в чужих краях и тепло, и сытно, но ни один скворец не будет петь, ни одна скворчиха не будет выводить птенцов. Осенью певчие птицы улетают на юг.

КЛЮЧИ К ТЕКСТУ Слово- стяг, дружину водит. Заголовок связан с темой текста, он ведет текст. Знай то, о чем говоришь. Тема – это то, о чем или о ком говорится в тексте. Надо знать, что главное ты хочешь сказать. Чтобы понять текст, нужно знать его основную мысль. Первый шаг все определяет. Первое предложение текста.

Кто умеет выбирать нужное из многого – тот мудр. Опорные(ключевые) слова образуют смысловую цепочку текста. Ключевые слова связаны по смыслу с заголовком, темой, основной мыслью текста. Конец – делу венец. Конечные слова текста, последняя его часть. СИЛЬНЫЕ ПОЗИЦИИ ТЕКСТА: заголовок, первое и последнее предложения, опорные слова текста.

Какие смысловые, тематические и каверзные вопросы по тексту вы хотели бы задать? Какие ключики помогут вам открыть замочки текста?

И мы стали дальше обедать, и я ел рассольник и потихоньку стонал от удовольствия. И вдруг мама положила ложку и сказала ни с того ни с сего: – Прямо не знаю, пускать его в гости или нет? Вот тебе раз! Гром среди ясного неба! Я сказал: – А почему? И папа тоже: – В чем дело-то? – Он нас там опозорит. Он совершенно не умеет есть. Стонет, хлебает, везет… Кошмар! – Ничего, – сказал я. – Мишка тоже стонет, еще лучше меня. – Это не оправдание, – нахмурился папа. – Нужно есть прилично. Мало тебя учили? – Значит, мало, – сказала мама. – Ничему не учили, – сказал я. – Я ем как бог на душу положит. И ничего. Довольно здорово получается. А чему тут учить-то?

– Нужно знать правила, – сказал папа строго. – Ты знаешь? Нет. А вот они: когда ешь, не чавкай, не причмокивай, не дуй на еду, не стони от удовольствия и вообще не издавай никаких звуков при еде. – А я не издаю! Что, издаю, что ли? – И никогда не ешь перед обедом хлеб с горчицей! – воскликнула мама. Папа ужасно покраснел. Еще бы! Он недавно съел перед обедом, наверное, целое кило хлеба с горчицей. Когда мама принесла суп, оказалось, что у нее уже нет хлеба, папа весь съел, и мне пришлось бежать в булочную за новым. Вот он теперь и покраснел, но промолчал. А мама продолжала на него смотреть и все говорила беспощадным голосом. Она говорила как будто бы мне, но папе от этого было не по себе. И мне тоже. Мама столько наговорила, что я просто ужаснулся. Как же теперь жить? Того нельзя, этого нельзя! – Не роняй вилку на пол, – говорила мама. – А если уронил, сиди спокойно, не становись на четвереньки, не ныряй под стол и не ползай там полчаса. Не барабань пальцами по столу, не свисти, не пой! Не хохочи за столом! Не ешь рыбу ножом, тем более если ты в гостях.

Представьте себе, что старый писатель долго работал и заснул за письменным столом. Ночью он нечаянно толкнул стоящий на столе стакан молока. Часть рукописи оказалась смытой, но, к счастью, кое-что все же сохранилось. Помогите автору восстановить свой текст: запишите его в тетради, потом прочитайте свой текст одноклассникам и обменяйтесь мнениями.

Моя собака Я очень люблю собак, а свою – больше всех. Когда Тяпка был щенком, он любил грызть тапочки. Однажды Очень смешное существо черный и неуклюжий Жадно ел, тихонько скулил окреп. долго тренировался, площадка особенно вечером мои друзья, Верная это пословица: «Собака – друг человека.»

ТЕМА-МИКРОТЕМА. Что такое микротема? Если в тексте несколько частей, то каждая из них имеет свою тему. Это узкие темы, или микротемы. Все микротемы подчинены общей теме и раскрывают ее.

Где в этой схеме микротемы? как они связаны с темой текста? ДОБ РЫЕ ДЕЛА Хорошо работать Помогать другим Уважать всех, даже самых маленьких

Определите по количеству абзацев количество микротем. Как они соотносятся с главной темой текста? Передайте содержание каждой микротемы одним предложением. Можно ли ваш текст назвать кратким пересказом?

ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ В ДРЕВНОСТИ. Знаменитые игры проводились в Элладе один раз в четыре года. Одно из главных состязаний – пятиборье – начиналось с бега. Встав на дорожке друг подле друга, атлеты ждали сигнала. Того, кто не дождавшись, срывался с мест, судья больно бил хлыстом. Затем состязались в прыжках в длину. Для усиления толчка атлеты пользовались гирями. Отталкиваясь от земли, прыгун резким движением выбрасывал вперед руки, в которых были зажаты гири.

Метание копья и диска было третьим и четвертым видом состязаний в пятиборье. Пятым состязанием была борьба, где проявлялись сила и ловкость атлетов. Борцы использовали подножку, захваты рук и шеи. В начале схватки они стремились вывалять друг друга в пыли, чтобы намазанное оливковым маслом тело стало менее скользким и легче было бы сделать захват. Для победы требовалось трижды коснуться земли обеими лопатками.