Педагогический проект Проектный метод как методический прием при обучении орфографии «трудных» слов Автор: Греченко Наталья Вячеславовна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории
"Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, - я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, и это станет моим навсегда". Древняя мудрость
Актуальность Повышение орфографической грамотности учащихся остается одной из важнейших проблем методики преподавания русского языка в начальной школе. "Начальная школа призвана обеспечить формирование прочных навыков грамотного письма", - подчеркивается в Основных направлениях реформ общеобразовательной и профессиональной школ. Работа учителя начальных классов в условиях современной школы предполагает развитие творческих способностей учащихся путем поиска эффективных приемов и методов преподавания.
Цель проекта Разработать систему словарно - орфографической работы в начальной школе на основе проектного метода, ориентированную на эффективное усвоение словарных слов и повышение качества знаний по русскому языку.
Задачи проекта: 1. Проанализировать научно- методическую литературу по данному вопросу. 2. Пересмотреть традиционные методы и приемы, используемые для обучения непроверяемым написаниям. 3. Выявить причины, препятствующие успешному усвоению словарных слов. 4. На основе проектного метода разработать и реализовать систему работы над словарным словом. 5. Провести экспериментальную работу, направленную на изучение эффективности метода проекта при изучении «трудных» слов.
Гипотеза проекта: повышению орфографической грамотности будет способствовать использование проектного метода при усвоении написания слов с непроверяемыми гласными в корне.
"Словарная работа - это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка» А.В. Текучев.
Проектный метод - это педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых.
Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.
Этапы реализации проекта: 1 этап (2 полугодие) 1 класс (1 четверть) 2 класс – теоретикопоисковом - изучалось состояние проблемы в теории и практике обучения написанию словарных слов; проводилась работа по методикам известных лингвистов и учёных, направленная на эффективность усвоения словарных слов; выявлены основные причины, препятствующие успешному усвоению «трудных» слов; выдвинута рабочая гипотеза; определены последующие задачи.
2 этап (2 четверть) 2 класс – экспериментально диагностическом - осуществлялась проектная деятельность на уроках русского языка при изучении словарных слов; выявление педагогической эффективности использования данного метода в процессе усвоения написания словарных слов.
3 этап На третьем этапе 3-4 класс – результативно обобщающем - продолжается система работы над словарным словом с применением метода проекта; планируется проверка и обработка результатов проекта, обобщение, систематизация, описание полученных результатов, внедрение результатов в школьную практику; рекомендуется продолжить работу в данном направлении в последующих классах средней школы.
Практическая значимость педагогического проекта заключается в системе работы над словарными словами с применением проектного метода, обеспечивающего повышение качества орфографической грамотности обучающихся, что отражается на эффективности образовательного процесса и усовершенствовании методов преподавания самого учителя.
Результаты и перспективы проекта: уровень орфографической грамотности учащихся класса в словах с непроверяемыми орфограммами стал на 28,6 % выше; обогащается словарь у младших школьников; закладываются основы лингвистического мышления
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ Проект «О чём поведает –Дедушка словарь?» альбом «Дедушка – словарь». Исследование слова Памятка к исследованию слова 1. Запиши слово. 2. Подбери иллюстрацию, картинку, сделай рисунок. 3. Подбери или сочини загадку к слову. 4. В толковом словаре выясни значение слова. 5. Какими оно обладает признаками? 6. Имеет ли оно переносный смысл, бывает ли многозначным? 7. Запиши родственников слова
Энциклопедия одного слова Работа со словарями: толковым, фразеологическим, этимологическим и прочими. В выполнении работы могут участвовать другие члены семьи, так что это можно назвать семейным творческим исследованием.
Система словарно-орфографической работы с опорой на проект способствует формированию у школьников умения замечать новые слова и объяснять их значение и правописание с опорой на значение исторических корней, к которым они восходят, или элементов, из которых они состоят. Следствием этого становится повышение орфографической грамотности учащихся.