Системно-деятельностный подход в преподавании химии и биологии в условиях реализации стандартов второго поколения Подготовила учитель химии и биологии МОУ Кирсинская средняя общеобразовательная школа Чернова Марьям Абдрахмановна
« Надо учить не содержанию науки, а деятельности по ее усвоению ». В.Г.Белинский
Системно-деятельностный подход Основной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями. Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность.
Системно-деятельностный подход Суть подхода – «деятельность – личность», т.е. какова деятельность, такова и личность. Цель – воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности, ставить цели, решать задачи, отвечать за результат.
Системно – деятельностный подход Основной результат – развитие личности ребенка на основе учебной деятельности. Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие. Вектор смещения акцентов нового стандарта Чему учить? Обновление содержания Ради чего учить? Ценности образования Как учить? Обновление средств обучения Формирование универсальных способов действий
Развитие личности школьника через формирование УУД Функции универсальных учебных действий: обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить цели, искать средства и способы достижения, оценивать процесс и результаты деятельности; создание условий для развития личности и ее самореализации на основе компетентности «научить учиться»; обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области познания.
Системно-деятельностный подход Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом. Позиция ученика: за познанием мира, (в специально организованных для этого условиях).
Системно-деятельностный подход Учебная задача задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя. Она может совпадать с целью урока или не совпадать. Учебная деятельность управляемый учебный процесс. Учебное действие действие по созданию образа.
Системно-деятельностный подход Образ слово, рисунок, схема, план и т.д. Оценочное действие Я умею! У меня получится! Эмоционально-ценностная оценка Я считаю так то… (формирование мировоззрения).
Как построить урок? Первый этап- постановка проблемы и актуализация знаний, необходимых для изучения новой темы (стадия «Вызов»). Второй этап урока посвящен совместному «открытию» знаний, т.е. изучению правил и законов, которые вывели ученые, и знакомству с избранными примерами их применения (стадия «Открытие»). Третий этап урока посвящен практикуму по самостоятельному применению и использованию полученных знаний (стадия «Осмысление»). Последний этап урока посвящен подведению итогов работы (стадия «Рефлексия»).
Урок химии 8 класс «Чистые вещества и смеси» Эпиграф к уроку: Скажи мне, и я забуду, Покажи мне, и я запомню, Дай мне действовать самому, И я научусь. (китайская мудрость)
1 этап. Организационный, целеполагание Цель деятельности учителя: Создать условия для выхода учащихся на постановку учебной задачи: «Я буду изучать особенности смесей и способы их разделения». Цель деятельности ученика: Учусь доказывать собственную точку зрения. Метод достижения цели: Проблемный. Способ достижения целей: Анализ графика температур кипения морской и дистиллированной воды.
Сравнительная характеристика температур кипения дистиллированной и морской воды
1 этап. Организационный, целеполагание Проблема: Почему графики температур кипения дистиллированной и морской воды выглядят по- разному? Какие вещества можно считать чистыми, а какие – смесями? Как из морской воды получить дистиллированную?
2 этап. Изучение нового учебного материала. Цель деятельности учителя: Создать условия для открытия учащимися отличительных признаков смесей, в отличие от чистых веществ, и, основываясь на этом, обеспечить возможность познакомиться со способами разделения смесей. Цель деятельности ученика: Узнаю отличительные признаки смесей и способы их разделения. Метод достижения цели: Наглядный, экспериментальный. Способы достижения целей: Демонстрационный эксперимент по разделению смеси железных опилок и серы, поиск информации в учебнике и интернет-ресурсах.
2 этап. Изучение нового учебного материала. Смесь – это система, которая образуется при перемешивании двух или более различных по своим свойствам веществ. Вещества, составляющие смесь, называют компонентами.
По существующему в России положению для реактивов установлены квалификации: чистый (ч.) чистый для анализа (ч.д.а.) химически чистый (х. ч.) особо чистый (ос. ч. )
2 этап. Изучение нового учебного материала. Вопрос: Сохраняют ли вещества свои свойства в составе смеси? Эксперимент: Смешаем порошок железа с измельченной серой. Часть смеси всыплем в стакан с водой. (Что наблюдаем? Почему?). К оставшейся части поднесем магнит. (Что наблюдаем? Почему?) Вывод? Вещества в составе смеси сохраняют свои свойства. Вопрос: Как на практике можно использовать эти знания?
Способы разделения смесей Неоднородные смеси Отстаивание Фильтрование Действие магнитом
Способы разделения смесей Однородные смеси Выпаривание Кристаллизация Дистилляция (или перегонка) Хроматография
3 этап. Закрепление знаний и умений. Цель деятельности учителя: Создать условия для закрепления изученной информации об особенностях смесей и способах их разделения. Цель деятельности ученика: Учусь осмыслению собственных действий. Метод достижения цели: Экспериментальный. Способ достижения целей: Лабораторный опыт по разделению смеси речного песка и поваренной соли – проводится в парах.
3 этап. Закрепление знаний и умений. Лабораторный опыт: Приготовьте смесь речного песка и поваренной соли. Составьте план действий для разделения этой смеси. Разделите полученную смесь на компоненты. Объясните, на чем основаны методы разделения этой смеси.
4 этап. Рефлексия. Продолжить предложение: сегодня я узнал… было интересно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось…
Хотя учитель – это массовая профессия…по существу, учительский труд является творческим трудом. Он не поддается никаким правилам или ограничениям своей сути, но вместе с тем учителя, как и большие художники, наряду с творчеством, и хорошие ремесленники. Нужно владеть основами ремесла, чтоб затем становиться большими художниками. В.В. Давыдов