Рабочие тетради для систематического списывания.(1,2,3,4 кл.) Цель: сформировать у младших школьников орфографический навык методом непроизвольного запоминания орфографических образцов. -Система списывания создаёт условия для становления у учащихся типа чтения, при котором читающий удерживает не только смысл текста, но и его орфографические особенности( такой тип чтения можно назвать орфографическим). -Запоминание орфографического облика слов происходит непроизвольно.
Рабочая тетрадь для 1 класса создаёт условия для введения правил списывания. Цель: не просто запомнить эти правила, а понять, почему так, а не иначе надо действовать при списывании. Трудности: -это касается объёма памяти ребёнка, умения запоминать сразу всё предложение. -Речь идёт об умении записывать слово ( предложение), опираясь на его послоговое проговаривание. -Трудность в формировании умения контролировать и оценивать результаты собственной работы. -Первоклассники овладевают списыванием с опорой на алгоритм письма по слуху, сформированный у них в букварный период.
Правила списывания. 1. Прочитай высказывание 2. Проверьте по модели, все ли слова высказывания вы запомнили. 3. Составьте слоговую модель высказывания. 4. Подчеркните в напечатанном высказывании орфограммы и прочитайте по слогам, выделяя голосом слоги с орфограммами. 5. Повторите высказывание точно так же по слоговой модели. 6. Запишите высказывание по памяти, диктуя его по слогам и выделяя голосом слоги с орфограммами. 7. Прочитай записанное высказывание, выделяя каждый слог и проверяя, не пропустили ли вы в нём какие-нибудь буквы или слоги. 8. Подчеркните в своей записи орфограммы и сравните их с орфограммами в образце.
Пример. 1. Мы ушли в рощу за грибами. 2. День выдался ясный и тёплый. 3. Целый день мы гуляли. 4. К ужину были дома. 1. Модель к высказыванию находится на другой странице, и здесь же есть место для слоговой модели и записи высказывания. Само высказывание при этом закрывается, а модели остаются видны. Они помогут подготовиться к записи высказывания по памяти.
Какие ошибки могут встретиться в работе, если ребёнок нарушил правила списывания: -пропуск (замена ) слова -пропуск (замена) буквы -орфограммы Значком V ученик отмечает свои ошибки, если их несколько, то на одной строчке можно поставить два-три значка.
Рабочая тетрадь для 2 класса. Часть 1) нацелена на восстановление правил списывания в начале 2 класса, а затем и корректировку алгоритма списывания в связи с появлением большого количества новых орфограмм- орфограмм слабой позиции. Часть 2) –отрабатывается алгоритм списывания в условиях нахождения новых орфограмм; попутно создаются условия для освоения детьми орфографических образцов слов с непроверяемыми орфограммами( так называемых словарных слов 2 класса).
Новые критерии: 1. Время выполнения работы (с.13) 2. Количество допущенных исправлений (с.22). 3. Для поддержания каллиграфических навыков рабочая тетрадь включает задания с каллиграфическими образцами.
Рабочая тетрадь для 3 класса. К 3 классу у детей уже сформировалось умение писать по памяти под орфографическую само диктовку. 1. Ученики работают самостоятельно- во внеурочное время, регулярно и непродолжительно- всего 10 минут в день. Эту работу следует проводить в отдельной тетради. 2. Учитель может не проверять, как именно списаны тексты (это могут сделать родители). 3. Контроль раз в две недели 10 минутное списывание на уроке ( в тетради для контрольного списывания). Успех работы напрямую связан с её регулярностью!
Списывание поможет улучшить память при важном условии- списывать не отдельными словами, а высказываниями или словосочетаниями! 1. Работать изо дня в день всего 10 минут. 2. Через каждые 7-10 текстов встречаются задания, которые позволяют ученику самостоятельно определить успешность работы со списанными текстами.
Рабочая тетрадь для 4 класса. Все тексты носят познавательный характер, большую их часть можно отнести к жанру научно-популярной статьи. С целью осмысления учащимися текстов в пособии заложена возможность самостоятельного подбора заголовка к ним. Тексты, помимо словарных слов 2, 3 и 4 классов, содержат и другие слова с непроверяемыми орфограммами, которые неоднократно повторяются. Диагностическое задание- является своеобразным подведением итога всей многолетней работы по списыванию. Так как цель списывания заключается в овладении учащимися орфографическим типом чтения, это задание и строится не на письме, а на чтении.
Вывод: 1. Предлагаемая система работы по списыванию решает проблемы орфографической грамотности за счёт появления особого типа чтения, во время которого удерживается как смысл читаемого, так и его орфографическая форма. Таким образом, идея организации списывания в начальных классах заключается не в том, чтобы ребёнок прописал как можно больше трудных слов и запомнил их, а в том, чтобы посредством этого вида работы с текстом сформировать у него способность запоминания при чтении буквенный облик слов. Запоминание не отдельными словами, а предложениями. При таком подходе списывание, нарушая некоторое традиционное представление об этом виде работы, скорее напоминает письмо по памяти под само диктовку. Выполнила: Синяк Оксана Андреевна ( учитель начальных классов).