Проект был апробирован на базе группы 10 « Росинка» территории группы и музыкального зала детского сада 794 в течение ноября - декабря. Охвачено было 24 ребенка из группы 10 « Росинка», из них 19 побывали на всех мероприятиях.
Первый этап: разработка проекта (2 неделя ноября 2011 г. – 4 неделя ноября 2011 г.) Второй этап: реализация проекта (4 неделя ноября 2011 г. – 3 неделя декабря 2011 г. ) Оформление результатов проекта: сценарий досуга «Мальчики, девочки- модники и модницы»,конспекты развивающих образовательных ситуаций на игровой основе, папка-передвижка « Как правильно воспитывать мальчиков. Как правильно воспитывать девочек» Третий этап: защита проекта Подготовка доклада и презентации, отражающей основные идеи проекта, который был создан на первом этапе.
Цель проекта : Создать условия для благоприятного протекания процесса полоролевой социализации мальчиков и девочек младшего дошкольного возраста. Задачи проекта: Организовать специальную предметно развивающую среду для детей младшего дошкольного возраста с учетом гендерных аспектов. Разработать и внедрить сценарий досуга для детей младшего дошкольного возраста «Мальчики, девочки- модники и модницы» в соответствии с гендерными аспектами. Разработать различные формы организации мероприятий с учетом гендерного развития детей 3-4 лет. Консолидация и координация деятельности детского сада и семьи.
Гипотеза Работа воспитателей по полоролевой социализации дошкольников младшего школьного возраста будет эффективной при соблюдении следующих условий: ориентация мальчиков и девочек на осуществление игровых действий в соответствии со своим полом; регулирующая роль педагога в организации игровой деятельности детей; системность, последовательность и целенаправленное использование возможностей игры и художественной литературы в формировании у детей представлений об общем и различном у мужчин и женщин, прежде всего, в прическе, одежде, манере поведения, тоне речи, роде занятий; установление обратной связи с родителями и согласование действий семьи и дошкольного учреждения.
План проектной деятельности Воспитатели 1. Определение темы, постановка цели и задач методом мозгового штурма. 2. Ознакомление детей и родителей с планом деятельности 3. Выявление уровня сформированности представлений детей младшей группы о различиях во внешнем облике девочек и мальчиков методом беседы, наблюдения. 4. Подготовка родителей к работе над проектом методом беседы. Выбор проблемы методом мозгового штурма. 5. Изучение и анализ научно- методической и психолого - педагогической литературы, отражающей состояние исследуемой проблемы. 6. Разработка варианта реализации плана с элементами моделирования 7. Подбор ситуаций 8. Подбор упражнений 9. Подбор детской художественной литературы 10. Подбор картинок по теме: «Женская одежда»; 11.«Мужская одежда»; 12.«Обувь»; 13.«Головные уборы». 14. Подбор иллюстративного материала: «Прически»; «Одежда для праздника»; «Обувь для праздника». 15. Подбор дидактических игр. 16. Разработка конспектов развивающих образовательных ситуаций на игровой основе. 17. Разработка сценария досуга «Мальчики, девочки - модники и модницы» с учетом гендерных аспектов
Игра связана со всеми видами детской деятельности: рисованием, лепкой, социализацией, конструированием, аппликацией.
Были разработаны разнообразные способы вовлечения в работу большей части семей, используя принцип индивидуально го подхода к участию родителей. В проекте приняли участие 17 семей. Создано 2 рабочие группы по 5 человек.
Апробирование сценария досуга для младших дошкольников «Мальчики, девочки - модники и модницы» с учетом гендерных аспектов (форма работы - демонстрация мод). Апробирование сценария досуга для младших дошкольников «Мальчики, девочки - модники и модницы» с учетом гендерных аспектов (форма работы - демонстрация мод). План проектной деятельности (2 этап) Воспитатели, дети, родители
.
Мальчик с девочкой дружил, Мальчик дружбой дорожил…
Сократилось количество детей, не умеющих находить отличия во внешнем виде аккуратного и неряшливого мальчика и девочки. Родители получили дополнительные знания по воспитанию мальчиков и девочек с учетом гендерных аспектов. Воспитатели получили опыт работы по гендерным аспектам развития детей 3-4 лет.
1. Бендас Т. В. Гендерная психология. СПб., Бочарова Н. Некоторые вопросы дифференцированного подхода в физическом воспитании мальчиков и девочек // Дошкольное воспитание с Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста. Воронеж, Детство. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайловой и др.. СПб., Еремеева В. Д., Хризман Т. П. Мальчики и девочки. Два разных мира. СПб., Жичкина А. Значимость игры в развитии человека // Дошкольное воспитание Каган В. Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3-7 лет // Вопросы психологии с Коломинский Я. С. Мальчики и девочки // Знание-сила Красоткина И. По-разному или одинаково думают мальчики и девочки? // Дошкольное воспитание – с Кудрявцева Е. А, Градусов Л. В. Воспитание детей в игре. М., Развивающие занятия с детьми 3-4 лет/Под ред. Л.А.Парамоновой. М., Репина Т. А. Мальчики и девочки: две половинки? // Обруч Репина Т. А. Особенности общения мальчиков и девочек в детском саду // Вопросы психологии с Репина Т. А. Проблема полоролевой социализации детей. Воронеж, Сычёва Л. Девочки и мальчики. Стратегия развития // Учительская газета Шевченко В. Игра - детская школа нравственности // Дошкольное воспитание с Эльконин Д. Б. Ролевая игра - ведущий тип деятельности детей дошкольного возраста//Детская психология. М., с