Использование дифференцированных заданий как средство повышения грамотности учащихся
Наиболее эффективные орфографические упражнения:
1. Списывание текста с пропущенными буквами; Н-р: «Не трогай в л_су ни ветки, нитр_венки».
2. Письмо по памяти; Н-р: «Хороша наша русская природа!».
3. Предупредительные диктанты; Объяснение орфограмм и пунктограмм проводится до записи в тетрадях.
4. Объяснительные диктанты; Н-р: «Много в запасе у зим_ холода и снега. Поэтому звери готовятся к зим_».
5. Подготовительные диктанты; Н-р: «Гор_д, д_рога, з_вод, лаг_рь, к_ники, моб_ль».
6. Комментированные диктанты; Н-р: «Пришла осень. Над землей плывут туманы».
7. Графическиe диктанты; Игра. Кто собирает яблоки спиной… ? У кого на сучке кладовая…?
8. Цифровые диктанты; 1. Дельфин 2. Пельмени 3. Хвостик 4. Письмо 5. Камни Ответ: 1, 2, 4
9. Творческие; а) Сегодня в классе ученики читали книгу. б) Вчера они лепили бабу.
10. Свободные диктанты; Ученики не дословно, а свободно записывают прочитанное учителем. Ученики не дословно, а свободно записывают прочитанное учителем.
11. Выборочные диктанты; Учащиеся выписывают из читаемого текста слова с определенной орфограммой
12. Словарный диктант; Н-р: «Иней, вагон, фабрика, квартира, вокзал, минута».
13. Контрольный диктант; Н-р: «В школу. Лето прошло. Началась осень».
14. Диктант «проверяю себя»;
15. Контрольный тест; 1. В каком ряду во всех словах надо вставиты букву разделительный Ь? а) сем_я, кол_я, солов_и … б) кон_, мышь_, кор_ … в) кон_ки, бор_ба, гор_ко …
15. Контрольный тест; 2. В каком ряду во всех словах надо вставиты букву И? а) пл_вут, трав_, в_тер … б) груш_, ш_шкаф, ерш_ … в) ж_вот, ж_рный …
15. Контрольный тест; 3. В каком ряду во всех словах надо вставиты букву А? а) крип_ты, молчи_ты … б) щ_вели, рощ_ … в) яг_ты, _бед, к_стом … Ответ: 1, 2, 3 1,2
16. Пользование орфографическими словарями; Для слабых учеников задание может быты более конкретизировано : работают со словами на определенную букву.
17. Работа над ошибками; Выработка навыков правописания – процесс длительный. Чтобы научиты детей успешно преодолеваты орфографические трудности, нужно систематически работаты на протяжении многих лет.
18. Проверочная работа с использованием перфокарт, сигнальных карточек; Разделительные Ь и Ъ 1.Несъедобный, объемный, серьезный 2.Съехаты, ружье, необъятный
«Грамотное письмо – не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельносты. Чем развитее ребенок, чем богаче его словарь и синтаксис, чем правильнее его произношение, тем легче дается ему правописание». Н.С.Рождественский
Спасибо за внимание!