РАЗРАБОТКА РАБОЧИХ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ ПЕДАГОГАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ г. Лангепас 2014 ЛГ МБОУ СОШ 3
I. Нормативно-правовое обоснование подготовки рабочих учебных программ
Статья 2 Закона «Об образовании» Образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий; Основная образовательная программа - учебно- методическая документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы.
Статья 28 Закона «Об образовании» К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится: 6) разработка и утверждение образовательных программ и учебных планов; рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин, модулей; 9) определение списка учебников в соответствии с утвержденным федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также учебных пособий, допущенных к использованию при реализации указанных образовательных программ такими организациями;
Статья 12 Закона «Об образовании» 5. Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.
Статья 14 Закона «Об образовании» 5. Основная образовательная программа в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении разрабатывается на основе соответствующих примерных основных образовательных программ и должна обеспечивать достижение обучающимися (воспитанниками) результатов освоения основных образовательных программ, установленных соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами Уполномоченные федеральные государственные органы обеспечивают разработку на основе федеральных государственных образовательных стандартов или федеральных государственных требований примерных основных образовательных программ с учетом их уровня и направленности Примерные основные образовательные программы с учетом их уровня и направленности могут включать в себя базисный учебный план и (или) примерные программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) Примерные основные образовательные программы должны учитывать региональные, национальные и этнокультурные особенности.
ФГОС НОО П. 16 «Структура ООП» Основная образовательная программа начального общего образования должна содержать следующие разделы: пояснительная записка; планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования; учебный план начального общего образования; программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования; программы отдельных учебных предметов, курсов; программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования; программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни; программа коррекционной работы; система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
15. Основная образовательная программа начального общего образования содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса. Обязательная часть основной образовательной программы начального общего образования составляет 80 %, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, – 20 % от общего объема основной образовательной программы начального общего образования. ФГОС НОО П. 15 «Структура ООП»
В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся учебный план предусматривает время: на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных обязательных учебных предметов; на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные; на внеурочную деятельность. Количество учебных занятий за 4 учебных года не может составлять менее 2904 часов и более 3210 часов. Время, отводимое на внеурочную деятельность, составляет до 1350 часов. ФГОС НОО П. 19 «Требования к разделам основной образовательной программы начального общего образования»
П ФГОС ООО «Структура ООП» Программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать: 1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета; 2) общую характеристику учебного предмета, курса; 3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане; 4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса; 5) содержание учебного предмета, курса; 6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности; 7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса; 8) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
Обязательная часть основной образовательной программы основного общего образования составляет 70%, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, – 30% от общего объёма основной образовательной программы основного общего образования. В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся в основной образовательной программе основного общего образования предусматриваются: учебные курсы, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные; внеурочная деятельность. ФГОС ООО П. 15
ФГОС ООО П Учебный план предусматривает время: на увеличение учебных часов на обязательные предметы; на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся, в т.ч. этнокультурные; на внеурочную деятельность. Нормативный срок освоения основной образовательной программы основного общего образования составляет 5 лет. Количество учебных занятий за 5 лет не может составлять менее 5267 часов и более 6020 часов.
II.Структура учебной рабочей программы учителя
Структура учебной рабочей программы учителя П.19.5 ФГОС НОО Программы отдельных учебных предметов, курсов разрабатываются на основе: требований к результатам освоения ООП НОО (ООО); программы формирования УУД. К рабочим учебным программам могут прикладываться и другие документы, которые необходимы учителю для полноценного и эффективного осуществления образовательного процесса
Структура учебной рабочей программы учителя П.19.5 ФГОС НООП ФГОС ООО 1. Пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели начального (основного) общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса; 2. Общая характеристика учебного предмета, курса; 3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане; 4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета; 4. Личностные, метапредметные (компетентностные) и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса; 5. Личностные, метапредметные (компетентностные) и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса; 5. Содержание учебного предмета, курса; 6. Содержание учебного предмета, курса;6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности 7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся; 7. Описание материально-технического, учебно- методического и информационного обеспечения образовательного процесса. 8. Описание материально-технического, учебно- методического и информационного обеспечения образовательного процесса. 8. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
Титульный лист рабочей программы 1. На титульном листе рабочей программы по учебным предметам указывается: Полное наименование образовательного учреждения; Гриф рассмотрения на заседании школьного методического объединения (номер протокола и подпись руководителя объединения); Гриф согласования заместителя директора по методической работе, курирующего данные предметы заместителя директора по учебной работе и председателя Управляющего совета школы; Гриф утверждения директором ЛГ МБОУ «СОШ 3». 2. В центре титульного листа делается запись «Рабочая программа по учебному предмету» ________ (указывается предмет), класс (5 а или 5-е). Общее количество часов по плану и в неделю. Авторы (полный по фамильный перечень) образовательной программы, название программы, издательство и год издания.
Требования к оформлению рабочей программы Текст набирается в редакторе Word for Windows шрифтом Times New Roman, кегль (размер шрифта) 12-14, межстрочный интервал одинарный, переносы в тексте не ставятся, выравнивание по ширине, абзац 1,25 см, центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст. Поля: нижнее и верхнее – 1 см; правое и левое – 2 см.
Путь утверждения учебной программы 1. Рассматривается на методическом объединении или на научно-методическом совете (см. Устав). Решение ШМО или МС оформляется протоколом. 2. Директором школы издается приказ об утверждении каждой учебной программы. На каждой программе должно быть отметка о принятии программы ШМО или МС, результаты экспертизы (если была), отметка директора школы об утверждении программы (дата и номер приказа). Утверждение всех программ до 8 сентября. 3. Один экземпляр учебных программ являются частью ООП и находятся у администрации в соответствии с номенклатурой дел. Второй экземпляр у педагога.
Категорически запрещается! 1. Переписывать примерные программы по предметам. 2. Переписывать методички и рекомендации авторов учебника. 3. В рабочей программе употреблять слово «резерв» 4. Нарушать порядок составления РП (РП должна строго соответствовать положению «О составлении рабочей программы по учебным предметам»)
В результате 1. Содержание рабочих программ должно соответствовать требованиям стандарта, а не отдельно-взятого учебно- методического комплекта. 2. В рабочих программах должны быть обязательно предусмотрены планируемые результаты освоения предмета по итогам класса или ступени. 3. Используемые методы и технологии на уроке должны соответствовать требованиям ФГОС, т.е. системно- деятельностному подходу. 4. Рабочие программы должны быть утверждены не позднее г.
Это стоит запомнить Ответственность за рабочую учебную программу несет не автор учебника, не автор рекомендаций и примерных программ, а УЧИТЕЛЬ.