Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Способы подчинения придаточных.
определить вид придаточного, расставить знаки препинания, средства связи придаточного предложения с главным – Я не знал где он находился. – Он был там где я его оставил вчера. – Перед ним был дом где прошло его детство. - Тот кто должен отвечать за других раньше взрослеет. -Для того чтобы выучиться говорить правду людям надо научиться говорить её самому себе. -Время такое что людям беседовать некогда.
Цели Познакомиться с ……..и ….. Научиться различать ……………. и ……………. Научиться применять знания в ………………….
Эпиграф Если вы будете изучать русский язык, страстно любить его, то вам откроется мир безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка. Владимир Луговской
Параллельное подчинение (Если ), [ ],(ибо ). придаточные относятся к одной главной части, но являются разными по значению или поясняют разные слова в главной части
Последовательное подчинение [Виктор попросился в забойщики], (потому что он слышал), (что это самая почетная профессия на шахте). [ ], (потому что… ), (что…). первая придаточная часть (первой степени) относился к главной части, вторая придаточная (второй степени) относится к придаточной первой степени и т.д
Однородное подчинение [Кучер Трофим сказал моему отцу], (что дорога стала тяжела), (что нам не доехать засветло до деревни), (что мы запойздаем). [ ], (что …), (что …), (что …). придаточные относятся к главной части, они являются придаточными одного вида.
Виды подчинения. Однородное Параллельное Последовательное [ ], ( ), ( ). ( ), [ ], ( ). [ ], ( ), ( ). Я знаю, что скоро Когда наступит весна, Я услышу, как запой- наступит весна, что я услышу, как запойют ют птицы, что живут птицы начнут песни птицы. у меня за окном. петь.
Комбинированное подчинение В тишине отчетливо послышалось, как простонал человек, как тяжело захрустел наст под ногами медведя, которого необычный гул и треск выгнали из леса. [ ],( как ), ( как ), ( которого ) (с однородным и последовательным подчинением).
1. Какой схеме соответствует сложноподчиненное предложение с параллельным подчинением? 1.[ ], (потому что… ), (что… ) 2.(когда… ), [ … сущ. ], (которых… ) 3.[ ], (когда… ), (когда… )
2. Какой схеме соответствует сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением? 1.[ ], (потому что… ), (что… ) 2.(когда… ), [ … сущ. ], (которых… ) 3.[ ], (когда… ), (когда… )
3. Какой схеме соответствует сложноподчиненное предложение с однородным подчинением? 1.[ ], (потому что… ), (что… ) 2.(когда… ), [ … сущ. ], (которых… ) 3.[ ], (когда… ), (когда… )
Анализ текста 1. М..л..сердце,приветливость, доброта делают человека красивым. 2. Когда видишь человека с искажённым от злобы лицом, понимаю..ш.., как оно безобразно. 3. Дело в том, что злая реакция на окружающих - это признак душевной и духовной слабости, который говорит о (не)способности и (не)умении жить. 4. Что(бы) (не)обеднять свою жизнь, что(бы) быть счастливым, человек должен уметь понимають другого.
( Когда ), [ ], ( как )- параллельное [ ], ( что ), ( который )- последовательное ( Чтобы ), ( чтобы ),[ ]-однородное
Цифровой диктант последовательное – 1,3 параллельное – 5 однородное – 2,4.
Укажите, какая из схем соответствует предложению. Я задумался так, что даже не заметил, как село солнце, как стало смеркаться. А) [ так ], ( что ), ( как ), ( как ) Б) [ так ], ( что ), ( как ), ( как ) В) [ так ], ( что ), ( как ), ( как )
Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения (1) Неожиданно Лёлька подошла к комоду и с трудом выдвинула огромный тяжёлый ящик. (2) Она долго рылась, пока не извлекла из его недр две гладкие голубые ленточки. (3) Их Лелька вплела в косички и завязала бантами. (4) Когда в доме живёт чужой человек, чувствуешь неловкость, даже если его целыми днями нет дома. (5) И Лёлька не скачет через две ступеньки, а ходит плавно и, когда садится, поправляет платье. (6) Ей кажется, что лейтенант не спускает с неё глаз, хотя на самом деле он далеко в степи. (Ю.Яковлев)
Лингвистическое конструирование предложений Из данных предложений, используя союзы и союзные слова, образуйте сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Запишите их, расставьте знаки препинания, начертите схему, определите вид подчинения. Наступил октябрь. Установились тёплые дни. Такие дни бывают только летом.
Тест 1- а 2- а 3- в 4- б 5- б 6- а 7- в 8- а
красный- всё получалось, зелёный- небольшие трудности, синий- было трудно
Домашнее задание: 1- карточка 1 2 – карточка 2