Роль ненормативной лексики в речи школьников Реферат по русскому языку Выполнили учащиеся YIII класса МКОУ «Крутчанская ООШ» Липина Анастасия, Червона Алена
Русский язык – один из самых богатых языков. И весьма печально, что, обладая великим, прекрасным и могучим языком, многие люди отказываются от этого бесценного достояния и в общении друг с другом пользуются жалким подобием человеческой речи – нецензурной бранью.
проанализировать речь современных школьников, в частности учащихся Крутчанской основной общеобразовательной школы с точки зрения как количественного, так и качественного использования ими жаргонизмов, бранных слов. Задачи: определить понятие «жаргон»; определить, выделить и описать функции и разновидности жаргона; выяснить, каковы же мотивы употребления «мата» школьниками; провести анкетирование учащихся, чтобы исследовать их речь с целью выделения наиболее употребительных ненормативных слов, частотности их использования, причины их употребления школьниками разного возраста.
История жаргона насчитывает далеко не десятки лет и даже не столетия, а тысячелетия. Изучение древнерусских памятников заставляет прийти к выводу, что и в те далекие времена, когда русский только зарождался, уже существовал жаргон.
В «Лингвистическом энциклопедическом словаре» дается следующее определение: «Жаргон (франц. jargon) - разновидность речи, используемая преимущественно в устном общении отдельной относительно-устойчивой социальной группой, объединяющей людей по признаку профессии (жаргон программистов), положения в обществе (жаргон русского дворянства в ХIX веке), интересов или возраста (молодежный жаргон)
Виды жаргонизмов
Следующая разновидность жаргона – молодежный. Имеющиеся исследования свидетельствую о том, что носителями молодежного жаргона сейчас являются лица от 6-7 (со времени начала учебы в школе) до 35 лет, т.е. учащиеся, рабочая молодежь, молодая интеллигенция, солдаты и матросы срочной службы, а также неформальные группировки, конечно, мы учитываем, что в речи самых юный носителей количество жаргонизмов незначительно, но с каждым годом обучения в школе их объем увеличивается, и уже к 7 классу подростки осваивают школьный жаргон, перенимая его от старшеклассников.
Одной из характерных черт молодежного жаргона является постоянное обновление лексических средств, быстрая их сменяемость. При этом в разные периоды процесс обновления идет разными путями. Например, в 20-е годы молодежный жаргон вобрал в себя многие элементы воровского арго, в 70-е заимствовал слова из арго музыкантов; обновление же современного молодежного жаргона 80-ых шло в значительной степени путем заимствования английской лексики. В конце XX - начале XXI века появилось много новых жаргонов, например, хипхоперов ( от хип-хоп – модное направление в музыке), компьютерщиков и музыкантов, играющих на улице. Получил развитие жаргон фанатов.
Иногда учебное заведение называется так же, как и места лишения свободы: зона «школа», бессрочка «специализированное училище для детей до 14 лет» (в арго – «воспитательно-трудовая колония»). Ученые-лингвисты признавая экспрессивность жаргонизмов, выражают озабоченность тем, что язык молодежи сильно криминализирован, и это не может не волновать общество
Использование в речи «мата» Для повышения эмоциональности речи Эмоциональная разрядка разрядка Для оскорбления, унижения адресата речи Демонстрации агрессии агрессии Демонстрацияраскованности
-Выявлены причины употребления жаргонизмов в речи и отмечено, что учащиеся используют жаргон как экспрессивное средство выразительности, считая его модным и таким образом стремясь создать свой мир, отличный от взрослого. - Многие школьники относятся к жаргону и «мату» как временному явлению в их речи, но немалая часть опрошенных или считает его необходимым в речи, или вообще не задумывается над качеством своей речи. -Чем старше становятся школьники, тем осознанней относятся к своей речи, считая, что можно обойтись без жаргонизмов, и стараясь лишь иногда обращаться к этой разновидности речи.