«Мнемотехника в развитии связной речи у детей с ОВЗ» Консультация для педагогов. Рябова Л.Н., учитель-дефектолог МКДОУ г.
Проблемы речи детей дошкольного возраста Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение. Бедность речи. Недостаточный словарный запас. Употребление нелитературных слов и выражений. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ. Неспособность построить монолог. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д. Плохая дикция.
К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким- нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи. Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого - «искусство запоминания».
мнемосхемы Для обогащения словарного запаса При обучении составлению рассказов При пересказах художественной литературы При отгадывании и загадывании загадок При заучивании стихов
это отдельный схематичный рисунок с определённой информацией. Мнемоквадрат В тёмном небе звёзды светят.
В лесу темно, Все спят давно, Одна сова не спит, На суку сидит И на нас глядит. У бабушки нашей хватает забот: Для Тани с Наташей и вяжет и шьёт. Читает им книжки, поёт перед сном, Гулять ребятишек ведёт перед сном. З. Александрова Автоматизация свистящих звуков.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.
Когда начинать заниматься мнемотехникой? Рациональнее вводить её в деятельность детей с 4-5 лет, когда у детей накоплен основной словарный запас
Лисичка со скалочкой
Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений. Колобок
Последова тельность работы с немота блицами 1 этап Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. 2 этап Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов слов в образы. 3 этап После перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказ по заданной теме. или чтение стихотворения с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания.
ЗАУЧИВАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЙ. В руки овощи берем, Овощи на стол кладем. Лук, морковка, кабачок, Помидор, горох, лучок.
ПЕРЕСКАЗ СКАЗКИ «Теремок»
СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА О ЗИМЕ
ОПИСАТЕЛЬНЫЕ РАССКАЗЫ ПО ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ.
Он коричневый, бывает овальный или круглый. Он маленький, растёт на грядке в огороде. Его выкапывают. Его можно варить или жарить.
Формирование культурно- гигиенических навыков. Формирование практических действий по уходу за растениями.
расширяется круг знаний об окружающем мире; появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; появляется интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок, загадок; словарный запас выходит на более высокий уровень; дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией. РЕЗУЛЬТАТЫ
Источники Журналы ''Дошкольное воспитание'' 12 за 2000 г.; 3,10,12 за 2001 г.; 4,12 за 2002 г; 9 за Ильина М.В. «Воображение и творческое мышление». Серия «Психологическая служба». Книголюб. М Наглядно-дидактическое пособие Ткаченко Т.А. «Составление описательных рассказов по опорным схемам» Метод. руководство, картинный комплект. М.: Книголюб, Тихомирова Л.Ф. ''Познавательные способности детей 5-7 лет''. М Юзбекова Е.Ю. «Ступеньки творчества» Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника. М. Линка- пресс