Творческая площадка, 2012 г. Кожевникова И. В.
По отступлениям от норм литературного языка ( в сочинениях и изложениях ) судят о состоянии речевой подготовки учащихся Наибольшие затруднения у молодых учителей вызывает квалификация ошибок и недочетов письменной речи Неточности в квалификации грамматических, орфографических, речевых, стилистических ошибок приводит к необъективной оценке сочинений и изложений
Классификация речевых ошибок, представленная в работах Т. А. Ладыженской Грамматические ошибки - в структуре языковой единицы Речевые ошибки - в употреблении языковых средств
Классификация речевых ошибок, представленная в работах М. Р. Львова РЕЧЕВЫЕ (СТИЛИСТИЧЕСКИЕ) НЕРЕЧЕВЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕМОРФОЛОГИЧЕСКИЕСИНТАКСИЧЕСКИЕ КОМПОЗИЦИОННЫЕЛОГИЧЕСКИЕИСКАЖЕНИЕ ФАКТОВ
Классификация речевых ошибок, представленная в работах М. С. Соловейчик ГРАММАТИЧЕСКИЕ РЕЧЕВЫЕ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕМОРФОЛОГИЧЕСКИЕСИНТАКСИЧЕСКИЕ РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИРЕЧЕВЫЕ НЕДОЧЕТЫСТИЛИСТИЧЕСКИЕ
Итак, в соответствии с различными видами классификаций были выделены две различные группы – грамматические ошибки, связанные с нарушением структуры языковых единиц и считающиеся грубыми ошибками речевые недочеты, проявляющиеся в неуместном употреблении средств языка. Литература 1. Капинос В. И. и др. Развитие речи : теория и практика обучения : Кн. для учителя / В. И. Капинос, Н. Н. Сергеева, М. С. Соловейчик. – М.: Линка - Пресс, – 196 с. 2. Львов М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Р. львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. – М.: « академия », – 464 с. 3. Методика развития речи на уроках русского языка : Кн. для учителя / Н. Е. Богуславская, В. И. Капинос, А. Ю. Купалова и др.; Под ред. Т. А. Ладыженской. – М.: Просвещение, 1991 – 240 с.
Грамматическая ошибка это ошибка в структуре языковой единицы, в структуре слова, словосочетания, предложения ; это нарушение какой - либо грамматической нормы словообразовательной, морфологической, синтаксической. В отличие от грамматических ошибок речевые недочёты это ошибки не в построении, не в структуре языковой единицы, а в её использовании, чаще всего в употреблении слова. По преимуществу это нарушение лексических норм.
раздумчивый ( взгляд ) вместо задумчивый, благородность вместо благородство ; без комментарий, более правильнее ; удивляюсь его силой, жажда к славе ; Покатавшись на катке, болят ноги. В сочинении я хотел показать значение спорта и почему я его люблю Штольц один из главных героев одноимённого романа Гончарова « Обломов ». Они потеряли на войне двух единственных сыновей. Таким людям всегда удаётся объегорить других. Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею.
Орфографическая ошибка это неправильное написание слова ; орфографическая ошибка может быть допущена только на письме, обычно в слабой фонетической позиции ( для гласных в безударном положении, для согласных на конце слова или перед другим согласным ) или в слитно - раздельно - дефисных написаниях. Такую ошибку можно только увидеть, услышать её нельзя : на площаде, о синим карандаше, небыл, кто то, полапельсина. В отличие от орфографической грамматическая ошибка может быть допущена как в письменной, так и в устной речи, она не только видима, но и слышима : ляжь ; бежат ; иду по тропинке, ведущую в парк ; уверенность в победу.
Разновидностью речевых недочётов являются стилистические ошибки. Это необоснованное смешение слов различной стилистической окраски, неудачное употребление экспрессивных, эмоционально окрашенных слов и выражений, немотивированное использование диалектных и просторечных слов и выражений, устаревшей лексики. К речевым недочётам относятся также ошибки, вызванные нарушением порядка слов, необоснованные повторы слов, словосочетаний и предложений, ошибки в построении текста. Речевую ошибку можно заметить только в контексте, в этом её отличие от ошибки грамматической, для обнаружения которой контекст не нужен.
знание теоретической основы классификации речевых ошибок ; систематическая работа над уточнением смысла слов, выявлением правильности употребления той или иной грамматической формы слова в сочетании с другими словами ; единство требований и практики оценивания сочинений и изложений
Ответы к заданиям : 1: 2, 3, 5, 8, 9, 10; 2: 4, 5, 6, 8, 9, ; 3: 1, 5, 7, 10.