Экспертный анализ технического состояния транспортных средств Составитель Пресняков В.А. канд. техн. наук, доцент
Тема 2 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЭКСПЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ВОЗМЕЩЕНИИ МАТЕРИАЛЬНОГО УЩЕРБА ОТ ДТП
3 2. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЭКСПЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ВОЗМЕЩЕНИИ МАТЕРИАЛЬНОГО УЩЕРБА ОТ ДТП 2.1. Проблемы возмещения материального ущерба от ДТП Критерии эффективности полного возмещения материального ущерба потерпевшим в ДТП в условиях гражданского законодательства РФ : время, затрачиваемое потерпевшим на процедуру возмещения материального ущерба от дорожно-транспортного происшествия; финансовые потери потерпевшего, связанные с процедурой возмещения материального ущерба от ДТП; вероятность получения потерпевшим возмещения материального ущерба после проведения всех действий в соответствии с существующим законодательством. Анализ существующей судебной практики показывает, что время, затрачиваемое на процедуру возмещения материального ущерба от ДТП в судебном порядке, составляет в среднем от одного года до двух лет. Дополнительные финансовые потери, связанные с процедурой возмещения материального ущерба от ДТП: 1) прямые финансовые потери с возможной последующей компенсацией; 2) косвенные финансовые потери без возможности компенсации.
4 Прямые финансовые потери с возможной последующей компенсацией включают следующее затраты: на транспортировку поврежденного автомобиля с места ДТП на постоянную стоянку; на оплату юридических и консультационных услуг по вопросам возмещения материального ущерба от ДТП; на проведение дополнительной экспертизы с целью установления виновника ДТП; на отправку телеграммы с приглашением на осмотр поврежденного транспортного средства; на проведение оценки материального ущерба от ДТП; на транспортировку поврежденного автомобиля на станцию технического обслуживания для ремонта; на привлечение заемных средств для восстановления транспортного средства после ДТП; на ремонт транспортного средства в случае проведения некачественной (заниженной) оценки величины материального ущерба от ДТП; на судебные издержки (уплата государственной пошлины, оплата стоимости проведения судебных экспертиз, помощи адвоката и т.д.); на авансовую оплату услуг судебного пристава-исполнителя. В среднем указанные затраты составляют тысяч рублей.
5
6 Вероятность получения потерпевшим возмещения материального ущерба рассчитывается с учетом следующих факторов. По экспертной оценке около 80 процентов потерпевших начинают процедуру возмещения материального ущерба от дорожно- транспортного происшествия, а остальные 20 процентов потерпевших отказываются от дальнейших действий по возмещению материального ущерба. В настоящее время, по экспертным оценкам Министерства юстиции Российской Федерации (Минюст России), эффективность исполнительного производства такова, что по искам о возмещении материального ущерба от повреждения транспортных средств в дорожно-транспортных происшествиях по вынесенным решениям судов взыскивается не более 40 процентов от общей суммы всех исков. Таким образом, в целом возмещение ущерба от повреждения в дорожно-транспортных происшествиях автотранспортных средств получают только около 30 процентов потерпевших. (1-2 г.)
Правовая идентификация экспертной и оценочной деятельности при возмещении материального ущерба от дорожно-транспортных происшествий При возмещении материального ущерба от дорожно- транспортного происшествия в досудебном порядке требуется получение документально подтвержденной в соответствии с существующим законодательством оценки величины материального ущерба. Такая оценка должна осуществляться на основании положений законодательства об оценочной деятельности. Если в досудебном порядке возмещение материального ущерба не было произведено, то при подаче документов в суд отчет об оценке материального ущерба является юридическим доказательством цены иска. При проведении судебного разбирательства любая из сторон (обычно ответчик) может обратиться к суду с просьбой о проведении независимой экспертизы отчета об оценке ущерба. Такая экспертиза проводится в соответствии с законодательством о государственной судебно-экспертной деятельности.
Правовое обеспечение независимой технической экспертизы транспортного средства при ОСАГО Основными задачами системы правового обеспечения независимой технической экспертизы являются: регулирование деятельности по проведению независимой технической экспертизы с целью повышение ее качества, уровня доказательности, объективности, воспроизводимости и точности результатов; создание необходимых условий для формирования рынка услуг по проведению независимой технической экспертизы, обеспечивающего возможность полной реализации Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»; создание эффективных механизмов по разрешению разногласий между страховщиками, страхователями и потерпевшими, обеспечивающих снижение социальной напряженности при обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств; стандартизация и унификация процедур независимой технической экспертизы с целью сокращения экономических и социальных потерь при обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
9 Федеральным законом определено, что государственное регулирование независимой технической экспертизы должно осуществляться в соответствии со следующими нормативными правовыми документами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации или в установленном им порядке: правила проведения независимой технической экспертизы транспортного средства; требования к экспертам-техникам, в том числе к условиям и порядку их профессиональной аттестации и ведения государственного реестра экспертов-техников. Таким образом, законодательством вводится новая специальность «эксперт-техник» по новому виду профессиональной деятельности - независимой технической экспертизе. Чтобы стать экспертом-техником и быть официально допущенным к такой экспертной деятельности, соискатели должны проходить профессиональную аттестацию на соответствие установленным профессиональным требованиям к экспертам-техникам и быть внесенными в государственный реестр экспертов-техников.
10
11 Контрольные вопросы для самопроверки знаний Какие критерии эффективности полного возмещения материального ущерба потерпевшим в дорожно- транспортном происшествии в условиях вы знаете? Какие затраты включают в себя финансовые потери, связанные с процедурой возмещения материального ущерба от дорожно-транспортного происшествия? Какие виды экспертной деятельности в отношении транспортных средств установлены в настоящее время федеральными законами? Какие задачи являются основными в системе правового обеспечения независимой технической экспертизы? Какие требования предъявляются к специалистам осуществляющим независимую техническую экспертизу автотранспортных средств?
Тема 2 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЭКСПЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ВОЗМЕЩЕНИИ МАТЕРИАЛЬНОГО УЩЕРБА ОТ ДТП