Понятие о фонеме. Выделяются перцептивная и сигнификативная функции звуков речи. Перцептивная функция обеспечивается акустическими и артикуляционными.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Преподаватель – к. ф. н., доцент Крапотина Татьяна Геннадьевна.
Advertisements

РАЗДЕЛ 2. ФОНОЛОГИЯ ЛЕКЦИЯ 7. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ЗВУКОВ РЕЧИ (ФОНОЛОГИЯ).
Фонетика Основы общей фонетики Фонетика-учение о звуковом строе языка.Бывает общая и частная фонетика.Общая изучает : 1)общие условия звукообразования.
Лекция 2 Фонетика. Фонетические явления Введение в языкознание Перевод в сфере профессиональной коммуникации Центр иностранных языков ст. преп. Василенко.
Фонетика как лингвистическая дисциплина Вводная лекция.
Фонематический слух Фонематическое восприятие Фонематические представления.
Язык и речь Понятие модели при описании лингвистических фактов. Структурность языка. Соотношение единиц плана выражения и плана содержания. Уровни и единицы.
СЛОГ СЛОГОДЕЛЕНИЕ СЛОГ СЛОГОДЕЛЕНИЕ. 1. Понятие о слоге 2. Состав слога 3. Законы слогораздела в русском языке.
1 Фонетика - это раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка. К ней относятся все звуковые средства языка, то есть не только звуки и их комбинации,
Семиотическая Лингвистика как Объяснительная Наука Себастьян Константинович Шаумян Йельский Университет
Звуки речи Вопросы: 1.Понятие о звуке речи. 2.Природа, признаки и функция звуков. 3.Три аспекта изучения звуков языка.
Первая лекция: Основное положение о фонетике Предмет и значение фонетики Различные фонетические единицы линейные и суперсегментные фонетическая транскрипция.
Звуки в контексте. Фонетический контекст реализация фонемы (аллофон) зависит от ее непосредственного фонетического окружения или контекстных фонетических.
ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА «Изучение основ фонетики на уроках русского языка в 5-6 классах общеобразовательной школы».
Речевая коммуникация. Команда: Легион. Цель: Изуение литературы по теме.
Частные методы, входящие в контекстный анализ. Апресян,Ю.Д. Дистрибутивный анализ // Лингвистический энциклопедический словарь. - М., 1990: 137 – 138.
Формирование фонетических навыков речи. План роль и место фонетики в обучении иностранному языку, виды фонетических навыков; цель обучения произносительной.
Фонетика Подготовила Тинчурина Дания М.. Фонетика (от греческого слова phone – звук) – это раздел языкознания, изучающий способы образования и акустические.
Фонетика как раздел языкознания. План Понятие и предмет фонетики. Аспекты изучения звукового строя языка. История фонетики. Фонетические дисциплины. Фонетика.
Лекция 1 Общественная сущность языка Введение в языкознание Перевод в сфере профессиональной коммуникации Центр иностранных языков ст.преп. Василенко М.С.
Транксрипт:

Понятие о фонеме

Выделяются перцептивная и сигнификативная функции звуков речи. Перцептивная функция обеспечивается акустическими и артикуляционными свойствами звуков речи в определенных произносительных условиях. Сигнификативная функция звуков – это свойство различать значимые элементы языка.

В языковом сознании откладывается, накапливается, систематизируется лишь то, что не зависит в произношении звука от конкретных условий речевого акта. Это психический образ звука, освобожденный от условий единичного акта речи.

Поэтому многообразие произносимых в речи звуков группируется в каждом языке в ограниченное и исчисляемое количество основных звуковых единиц (научный конструкт) – фонем.

Звуки объединяются по функциональной общности, и в этом случае они образуют фонемы. Колокол – колокола (колъкъл – кълъкΛла), сад – сады – садовод (сад – сады – съдΛвот). В приведенных примерах [о], [ъ] – разновидности фонемы [о]; [а], [Λ], [ъ] – разновидности фонемы [а].

Понятие звука и фонемы не совпадает. Фонема – это минимальная единица звукового строя языка, служащая для смыслоразличения значимых единиц языка (морфем, слов). Каждая фонема объединяет множество звуков, реализующих ее.

Признак минимальности означает, что фонема не членится на более мелкие языковые единицы. Однако в ее структуре выделяется несколько признаков: [д] – звонкость, твердость, взрыв юность, неназальность, нелабиальность, передеязычность.

Различительные, или дифференциальные признаки звонкость [д] противопоставлена глухости в [т] – дом – том, твердость [d] – дома – в [ď] – одёжка, дёргать, взрыв юность фрикативности – дал – зал, неназальность нахальности – дам – нам, билатеральность латеральности – дама – лама, передеязычность заднеязычности – док – бок. Сравним еще: суд – зуд, шар – жар, куст – густ, слой – злой.

Языки различаются на фонетическом уровне именно различным набором существенных для них фонологических противопоставлений. В двух языках какие-то звуки артикуляционно могут весьма походить друг на друга, но их положение в системе при этом будет различно, т. е. они будут входить в разные фонологические противопоставления.

Фонема «беднее» звука в том смысле, что она означает совокупность существенных признаков и служит идеальным эталоном, контролирующим звуковое разнообразие и варьирование в речи. Такое контролирование необходимо для того, чтобы не нарушалось понимание высказывания, поэтому говорят, что фонемы – это смыслоразличительные единицы.

Фонема – термин, определяющий вариационную зону звука, колебания в пределах которой не отражаются на понимании произнесенного.

Неразличительные, или интегральные признаки Они не могут противопоставляться в одной и той же позиции и не являются самостоятельными смыслоразличителями, например, признак взрыв насти у [г]: нет фонемы, однозначно противопоставленной по этому признаку – нет фрикативных и носовых согласных того же места образования, но не взрывных. Поэтому [г] и [γ] не выполняют смыслоразличительной функции город – ворот, говорю –говорю.

В структуру фонемы входят как смыслоразличительные, так и интегральные признаки, без которых фонема не может быть реализована. Содержание, отличающее одну фонему от другой, – это совокупность смыслоразличительных признаков.

При овладении вторым языком студент должен прежде всего усвоить различие фонемных областей, чтобы артикулирование отдельных звуков сознательно связывалось им с выражением определенного смысла.

Фонемы имеют два способа существования – в системе и в тексте. В связи с этим различаются фонологическая парадигматика и синтагматика. Центральное понятие парадигматики – оппозиция фонем, синтагматики – позиция.

Фонемы выделяются в составе слогов, тактов и фраз и, следовательно, попадают в разные произносительные условия, они называются позициями. Распределение фонем по этим произносительным условиям называется дистрибуцией (от лат. distributio – распределение): играть – подыграть, ищет – подыскивать.

Cильные и слабые позиции Их определение зависит и оттого, какую функцию выполняет фонема – перцептивную или сигнификативную. Перцептивная функция сильная позиция: мал – мил, согласные не влияют на произнесение гласных (ср. ал, ил). Перцептивная функция слабая позиция: мыл – мил, где [и] может быть только после мягких согласных, а [ы] только после твердых. Не различающиеся в перцептивно слабой позиции фонемы называются вариациями одной фонемы. Вариации не затрагивают смысла.

Сигнификативная функция сильная позиция: лак – мак, тук – так. Сигнификативная функция слабая позиция: воды – вода – водяной, сад – сады – садовод (воды – вода – въдиной, сад – сады - съдΛвот ), луг – лук (лук – лук), плод – плот (плот – плот). Не различающиеся в слабых позициях разные фонемы называются вариантами.

Омофония вариантов фонем (греч. ομόσ – один и тот же, одинаковый, равный; согласный, единодушный и φωνή – звук) прут- пруд, рок – рог, леса – лиса, поля – паля (из пистолета), φωνή (звук) – φονή (убийство).

Конститутивные и комбинаторные признаки Конститутивные – определяющие реализацию фонем в зависимости от их места в структуре более крупной фонетической единицы. Комбинаторные – определяющие реализацию фонем в зависимости от их непосредственного фонетического окружения: гласные после твердых и мягких согласных.

Л.В. Щерба возглавил Ленинградскую фонологическую школу (Л.Р. Зиндер, М.И. Матусевич, С.И. Бернштейн, А.Н. Гвоздев и др.) и создал свою оригинальную концепцию («Русские гласные в качественном и количественном отношении»)

Фонема – это минимальный элемент общих акустических представлений данного языка, способный ассоциироваться в этом языке со смысловыми представлениями – звукотип (Л.В. Щерба). Фонемы могут совпадать со значимыми частями слова и таким образом выполнять определенную грамматическую функцию: пил, бил; корова, вода.

Учение об оттенках фонем и о типичном оттенке фонем Оттенки – реально произносимые различные звуки, инвариантом которых является фонема. Среди оттенков есть самый типичный: он произносится в изолированном виде, и только он один осознается как речевой элемент: [мат], [м'ат'], [мат'], [м'ат].

Фонемы участвуют в образовании звукового облика значимой единицы (морфемы, слова) (Л.В. Щерба). Фонема – минимальная единица языка, которая обеспечивает использование физиологических и акустических явлений (языковой материи) для образования значимых единиц языка. Отсюда интерес к материальным свойствам языковых единиц, к исследованию в области экспериментальной фонетики, к разработке новых методов анализа речи.

Представители ЛФШ считали, что система фонем любого языка отражает реальную организацию звуковых единиц. Владение этой системой позволяет каждому носителю языка порождать и воспринимать любое речевое сообщение.

Фонетические характеристики звуков подчиняются их функциональным свойствам. Сат – сада – чередование фонем (по МФШ – вариации); сад – саду – аллофонические изменения (по МФШ – вариации). В словах типа рок – рог, коз – кос не различаются морфемы, т.к. состав фонем одинаков (по МФШ – варианты разных фонем).

Активно изучались следующие вопросы различительные признаки фонем, подробное фонетическое описание разных фонологических систем, процедуры выделения и отождествления аллофонов – оттенков одной фонемы, определение фонемного состава слова, звуковой облик слова, разные стили речи, теория слога, фонологическая интерпретация звуковых явлений в языках слогового строя, теории интонации.

МОСКОВСКАЯ ФОНОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА (МФШ) Основателями школы были Основателями школы были Р.И.Аванесов (1902–1982), П.С.Кузнецов, А.А.Реформатский, В.Н.Сидоров (1899–1968), А.М.Сухотин (1888–1942).

Значительный вклад в концепцию школы внесли мало публиковавшиеся Значительный вклад в концепцию школы внесли мало публиковавшиеся В.Н. Сидоров и А.М. Сухотин. По взглядам к МФШ были близки Г.О.Винокур и А.И.Смирницкий.

В конце 1940-х годов от МФШ отошел В конце 1940-х годов от МФШ отошел Р.И. Аванесов, предложивший концепцию, сформулированную им позже в книге Фонетика современного русского литературного языка (1956). Р.И. Аванесов, предложивший концепцию, сформулированную им позже в книге Фонетика современного русского литературного языка (1956). Идеи МФШ нашли продолжение в работах фонологов следующего поколения, в основном учеников основателей школы (М.В.Панов, Вал. Вас. Иванов, В.К. Журавлев и др.). Идеи МФШ нашли продолжение в работах фонологов следующего поколения, в основном учеников основателей школы (М.В.Панов, Вал. Вас. Иванов, В.К. Журавлев и др.).

На формирование школы повлияли также фонологические идеи Н.Ф.Яковлева, ученика Бодуэна де Куртенэ и лингвистов Пражского лингвистического кружка, особенно Н.С. Трубецкого и Р.О. Якобсона. Н.Ф. Яковлев: «Руководящим принципом систематики звуковых явлений служила для меня теория фонем, предложенная проф. И.А. Бодуэном де Куртенэ и развитая проф. Л.В. Щербой, хотя я не согласен с необходимостью того психологического обоснования этой теории, какое предлагается в указанных работах» // Принципы феноменологии. Вопросы языкознания. – М., – 6.

Идеи Московской фонологической школы нашли применение в теории письма, создании алфавитов, практической транскрипции, диалектологии, лингвистической географии, преподавании неродного языка.

Расхождения между МФШ и ЛФШ 1. ЛФШ – установка на «автономность фонетики»: фонема – звукотип, а не единица, различающая смыслы морфемы. Звукотип возникает на основе абстрагирования различительных компонентов реальных материальных звуков, исследуется собственно вещество звука, а не семиотическая функция языковой материи. Не допускается морфематический аспект фонологии. Отсюда чередования типа бегу – бежишь и [дуб] – [дубъ] одинаково квалифицируются как мена фонем.

2. МФШ, ЛФШ: Количество фонем в данном языке на данном этапе его существования конечно.

3. Вопрос об оппозициях дифференциальных и интегральных признаках фонем проблема нейтрализации фонем гиперфонема Проблема оппозиций занимает большое место в теории МФШ и в работах Н.С. Трубецкого: поскольку существует разграничение вариантов и вариаций, следует различать позиции, в которых они возникают. ЛФШ уделяет этой проблеме мало внимания, поскольку исходно речь идет не об оппозициях, а о мене фонем типа мел – мель, рван – рвань и пр. А.А. Реформатский: примирение школ невозможно, хотя такая попытка была предпринята С.К. Шаумяном.