Еврейский дом сирот
Во времена Корчака забота о сиротах находилась в ведении разных религиозных объединений. Существовали попечительские организации, которые занимались вопросами функционирования и содержания сиротских учреждений, часто бедных, запущенных. В 1910 г. председатель еврейского общества "Помощь сиротам" Исаак Элиасберг предложил Корчаку взять на себя руководство новым сиротским приютом.
Начало работы Корчака в новом доме на улице Крохмальна, 92 ознаменовалось резким поворотом во всей его жизни. Он окончательно оставил больницу и медицину.
Воспитанники Дома сирот посещали так называемые субботние школы (szabasowki), которые не работали по субботам, однако преподавание в них велось на польском языке.
Еда была кошерной. Регулярно отмечали еврейские праздники (Рош-ха-Шана, Иом-Киппур, Ханукка, Пурим, Песах). Корчак, не умевший читать по- древнееврейски, поручал ведение праздничных церемоний кому-либо из воспитателей или специально приглашенному по этому поводу раввину. Преподавали здесь и религию, идиш и иврит.
Дети, желавшие в субботу пойти на утреннюю службу в синагогу, отправлялись туда в сопровождении воспитателя. Синагога на улице Тломацке в Варшаве Тломацке в Варшаве
Корчак не навязывал детям какую-то определенную религию: он доверял им самим сделать выбор - ведь он и сам понимал иудаизм весьма своеобразно. Он напутствовал своих воспитанников (дети покидали Дом сирот в четырнадцать лет):
"Мы ничего вам не даем. Мы не даем вам Бога, ибо вы сами, собственным трудом должны найти его в своей душе. Мы не даем вам родины, потому что вы должны найти ее трудом собственного сердца и мысли.
Мы не даем вам любви, им нет любви без прощения, а прощение - это труд, огромный труд, который каждый должен предпринять сам. Мы даем вам только одно - тоску по лучшей жизни, которой нет, но которая когда- нибудь будет, тоску по истине и справедливости.
Быть может, эта тоска приведет вас к Богу, поможет обрести Родину и Любовь» ("Прощание", 1919). ("Прощание", 1919). В этих строчках выражено отношение Корчака к религиозности. Он считал своим долгом предложить детям самим найти путь к вере, а не указывать, каким именно должен быть этот путь.
Большую часть суток Корчак был погружен в работу с детьми в своем Доме сирот. Он научился, по его словам, «читать» детские души. Большую часть дневных часов он проводил в рабочем халате. По пятницам мыл детям головы, подстригал им ногти, а когда было нужно, учил их важному искусству – чистке башмаков.
Дети из квартала еврейской бедноты
Цель Корчака и его сотрудников – воспитание активной и самостоятельной личности.
Воспитательные задачи: 1) создание в детском доме самочувствия защищенности для каждого ребенка; 2) утверждение в жизни детского дома законов равноправия; 3) регулирование отношений между воспитателями и воспитанниками, а также между детьми в детском коллективе; 4) отдача должного внимания заботам, переживаниям каждого ребенка; 5) воспитание "разумного" воспитателя
Дети сравнивают подарки, полученные на праздник Шавуот
Шкала оценки отличалась многообразием вариантов: 1.товарищ; 1. товарищ; 2. жилец; 2. жилец; 3. безразличный жилец; 3. безразличный жилец; 4. обременительный новичок. 4. обременительный новичок.
Он стремился детям привить любовь к труду. Дети сами выбирали для себя род занятий. Они обязаны были поддерживать чистоту, помогать, на кухне, в библиотеке, в мастерских. За выполнение специальных работ детям выплачивались деньги ("доходные дежурства"). Получив деньги, дети могли насладиться всеми отрицательными чертами обладания ими.
Сельма должна купить в лаке кастрюльку супа и бутылку молока.
Д оска для контактов с детьми, почтовый ящик для переписки воспитанников с воспитателями, стенгазета, совместные заседания, товарищеский суд, для которого Корчак составил воспитательный кодекс. В суд дети могли жаловаться как друг на друга, так и на взрослых.
Самоуправление Самовоспитание Воспитание самостоятельности самостоятельности Воспитание справедливости