Симферополь 2013 Реализация права на мирные собрания
Программа: 1. Свобода мирных собраний и виды мирных собраний; 2. Реализация права на мирные собрания: процессуальный аспект; 3. Уведомление о мирном собрании; 4. Ограничение и запрет мирных собраний; 5. Советы юриста при проведении мирных собраний.
Всеобщая декларация прав человека Статья Каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций. 2. Никто не может быть принуждаем вступать в какую-либо ассоциацию. Международный пакт о гражданских и политических правах Статья 21 Признается право на мирные собрания. Пользование этим правом не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые налагаются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.
КОНВЕНЦИЯ о защите прав человека и основоположных свобод Статья 11 Свобода собраний и объединений Каждый имеет право на свободу мирных собраний и на свободу объединения с другими, включая право создавать профсоюзы и вступать в них для защиты своих интересов. Осуществление этих прав не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, для предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или для защиты прав и свобод других лиц. Настоящая статья не препятствует введению законных ограничений на осуществление этих прав лицами, входящими в состав вооруженных сил, полиции или административных органов государства.
Конституция Украины Статья 39 Граждане имеют право собираться мирно, без оружия и проводить собрания, митинги, походы и демонстрации, о проведении которых заблаговременно уведомляются органы исполнительной власти или органы местного самоуправления. Ограничение относительно реализации этого права может устанавливаться судом в соответствии с законом и только в интересах национальной безопасности и общественного порядка - с целью предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья населения или защиты прав и свобод других людей. »
Кодекс Украины об административных правонарушениях Статья Нарушение порядка организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций Статья Создание условий для организации и проведения с нарушением установленного порядка собраний, митингов, уличных шествий или демонстраций
Указ Президиума верховного Совета СССР от 28 июля 1988 «О порядке организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций в СССР Информационное письмо Министерства юстиции от 26 ноября 2009
Виды мирных собраний Собрание - это общая, специально организованная небольшое присутствие граждан в общественном или другом месте, вызвана необходимостью обсуждения различных политических, социальных, экономических, культурных и других проблем.
Митинг - массовое собрание по вопросам злободневных, преимущественно политических вопросов, которые проводятся, как правило, на улицах, площадях, стадионах, парках. Непременные атрибуты митинга - массовая аудитория, выступающие, лозунги, флаги, призывы ( устные, печатные, письменные ).
Демонстрация - массовое нахождения граждан по поводу высказывания любых общественно - политических настроений, в том числе по вопросам протеста или несогласия с чем. ( Это мероприятие может проявляться также в проступке одного человека, осуществлении ею поступка с целью подчеркивания своего отношения к событию или должностного лица и т.п.. )
Уличное шествие проводится с той же целью, что и демонстрация, митинг, однако отличается меньшей динамикой, отсутствием митингово - демонстрационной атрибутики.
Пикетирование - форма демонстрации, во время которой выставляются представители где угодно, например, перед домами объединений, предприятий с целью выражения протеста против чего- либо, для обеспечения охраны на месте проведения забастовки или демонстрации.
Иные виды: -марш; -пробег; -палаточный город.
Кто может запретить мирное собрание? Запрет мирного собрания может происходить исключительно Окружным административным судом в соответствии со статьей 182 Кодекса административного судопроизводства. Выполнение такого решения осуществляется немедленно исполнительной службой с возможной помощью милиции. Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке через суд, вынесший решение по делу. Прекращение мирного собрания милицией без решения суда может происходить только при угрозе массовых беспорядков или совершении преступлений. Местные власти не могут самостоятельно запретить проведение мирного собрания.
Основания для запрета мирного собрания Мирное собрание может быть запрещена судом в случае реальной, а не мнимой, опасности беспорядков или преступлений, угрозы здоровью населения или правам и свободам других людей. Под «правами других людей» следует, прежде всего, понимать права и свободы, изложенные в Конституции или международных договорах. Не может быть основанием для запрета собрания только наличие нескольких сообщений о проведении одновременно собраний в одном месте. Поэтому право на контрдемонстрацию не может приводить к ограничению свободы мирных собраний. В таком случае власть обязана обеспечить возможность реализации свободы собраний.
Если власть создает препятствия? Организатор мирных собраний вправе обратиться в административный суд по месту проведения мероприятия с исковым заявлением об устранении ограничений в реализации права на мирные собрания со стороны органов власти, сообщенных о проведении таких мероприятий ( статья 183 КАСУ).
В соответствии с требованиями ст. 38 Закона « О местном самоуправлении в Украине » и ст. 25 Закона « О местных государственных администрациях» к ведению исполнительных органов сельских, поселковых, городских советов и местных государственных администраций относится решение в соответствии с законом вопросов о проведении собраний, митингов, шествий и демонстраций, спортивных, зрелищных и других массовых мероприятий, осуществление контроля за обеспечением общественного порядка при их проведении. С целью обеспечения этой обязанности органов власти организаторы мирного собрания подают сообщение о его проведении.