Местное самоуправление система организации и деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории.
В Древней Руси среди политических институтов особое место занимали вечевые собрания, которые не только решали важнейшие вопросы местного и государственного значения, но и реально обеспечивали участие широких слоев населения в управлении отдельными землями. В Х-Х1 веках происходил бурный рост крупных для того времени городов и многочисленных «становищ», «погостов», порубежных крепостей. Города с развитием государственности стали выполнять не только управленческие, но и политические функции. В них находилась резиденция князя и его администрация, суд, формировалось ополчение и велись дипломатические переговоры. При князе создавался совет, состоящий из бояр, который выполнял роль коллегиально-совещательного органа.
Наряду с вечевым самоуправлением на Руси издревле существовала как форма народного общежития, основанная на самоуправленческих началах, крестьянская община. Крестьянская община самостоятельно осуществляла сбор податей и платежей. В крупных общинах созывались два вида сходов - большие (как правило, дважды в год) и малые (при необходимости). По существовавшему традиционно обычаю и законодательству в них участвовало все население. На принятие решение схода сильное воздействие оказывало мнение старейшин.
XIV-XVI век. Низшей административной единицей была волость, во главе которой стоял сотник или староста, волость владела землей. Волость «раскладывала» государственные подати и повинности. Центром волостного управления была волостная канцелярия – казна. Там же решались мелкие судебные дела. Волости состояли из крестьянских деревень. Интересы князя в волости представлял дворский. Крестьяне платили натуральный оброк, отбывали барщину. Налоги начислялись на крестьянский двор, а не на землю. Представителем княжеской власти был так называемый наместник - кормленщик. Он собирал подати, совершал имущественные сделки, закреплял исход происходивших в его присутствии судебных разбирательств, но мало занимался вопросами благосостояния населения на вверенной территории.
Значительный вклад в развитие местного самоуправления внес указ Ивана IV под названием «Приговор царской о кормлениях и о службах» ( гг.). Речь фактически шла о проведении земской реформы. Было отменено кормление. В уездах и волостях люди получили право выбирать «излюбленных голов» (старост) и «лучших людей» - земских судей, целовальников. Делопроизводство вел выборный земский дьяк. В своей работе они опирались на выборных от крестьянской общины - сотских, десятских, пятидесятских. Все земские выборные избирались на неопределенный срок, но могли быть переизбраны.
17 век В XVII в. на большинстве территорий России существовали две формы «самоуправления» - губная и земская. Каждым округом - «губой» - управляли губной староста и его помощники - целовальники. В их ведении находились тюрьмы и тюремные служители, палачи, выборные от населения сотские и десятские. Свободное население выбирало губного старосту из дворян и детей боярских, целовальников - из черносошных крестьян или посадских. В е гг. XVII в. формируется тип местных приказных учреждений, получивших название воеводских изб (приказных, съезжих). Личный состав съезжих изб разделялся на временную и постоянную части. Первая была представлена воеводами, дьяками, иногда подьячими с приписью, присылавшимися в город на года. Вторая состояла из местных подьячих, постоянно работавших в приказных избах.
Местное самоуправление при Петре I Крупнейшим звеном административной реформы было создание губерний. 18 декабря 1708 г. царь издал Указ «Об учреждении губерний и о росписи к ним городов». Россия была разделена на 8 губерний. Губернии управлялись назначаемыми царем губернаторами, генерал- губернаторами. Губернии состояли из губернского города (административного центра) и приписанных к нему городов. Каждый город имел свой уезд. В гг. Петр I провел вторую административную реформу. Существовавшие к этому времени 11 губерний были разделены на 45 провинций, которые стали основными единицами губерний. Уезды объединялись в провинции, провинции - в губернии. В других городах России учреждались земские избы с выборными бурмистрами. Вновь созданные учреждения требовали огромных средств. И уже в 30-е г. от многого пришлось отказаться. Вернулись к прежней системе уездного деления. К 1727 г. Россия подразделялась на 14 губерний, 47 провинций и 250 уездов. Един ственным органом управления и юстиции в губернии остался губернатор, в провинциях и уездах - воевода.
Местное самоуправление при Екатерине II При Екатерине II число губерний было увеличено до 51. Столичные губернии и крупные регионы теперь возглавлялись крупными сановниками и ответственными перед царицей наместниками. Они наделялись чрезвычайными полномочиями. Губернии управлялись губернаторами, назначаемыми Сенатом, и губернскими правлениями. Все должностные лица и учреждения регионов (губерний) подразделялись на три группы:административно-полицейская (включала губернатора, губернское правление и Приказ общественного призрения),финансово-хозяйственные, судебные - палаты уголовного и палата гражданского суда. Выборы в Общую городскую думу проходили один раз в три года. Председательствовал в Общей городской думе городской голова. Общая дума избирала из своего состава Шестигласную думу, которая вела непосредственную работу по заведованию текущими городскими делами.
Местное самоуправление при Александре II Развитию местного самоуправления в дореволюционной России положили начало земская (1864) и городская (1870) реформы Александра II. Положением о Земских учреждениях 1864 года создавались выборные губернские и уездные земские собрания, которые заведовали местными хозяйственными делами. Городовое положение 1870 года определяло и устанавливало организацию городского самоуправления,городские думы и управы в качестве органов городского самоуправления. Реформы Александра II поставили органы местного самоуправления под контроль правительственных чиновников.
Советский период После Октябрьской революции 1917 года в основу организации власти был положен принцип единства системы советов как органов государственной власти. Местное самоуправление отвергалось е годы характеризуются принятием: - закона СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства» (1990 год); - закона РСФСР «О местном самоуправлении» (1991 год). Законы 1990 и 1991 гг. позволили: - разграничить полномочия между местными советами и администрациями; - ввести судебные и некоторые иные гарантии осуществления местного самоуправления
1993 год – поэтапная конституционная реформа 1) деятельность местных советов прекращается; 2) распорядительные полномочия передаются местным администрациям; 3) выборы новых представительных органов местного самоуправления откладываются на 1994 год. Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 года закрепила местное самоуправление и его самостоятельность, в том числе при определении структуры органов местного самоуправления.