Сертификация АУЦ вопросы и проблемы
Федеральным законом от N 253- ФЗ внесены изменения в Воздушный кодекс Российской Федерации. Новая редакция ВК РФ вступают в силу с Изменения главным образом коснулись статьи 8 «Обязательные сертификация и аттестация в гражданской авиации»
Изложение статьи 8 в новой редакции – это попытка снять существующее противоречие между воздушным законодательством и Федеральным законом от ФЗ «О техническом регулировании».
Согласно Федеральному закону 184-ФЗ, обязательной сертификации подлежит только продукция. В тоже время, согласно действующей редакции ВК РФ, объектами обязательной сертификации являются не только продукция, но и юридические и физические лица, перечисленные в статье 8 (в том числе, организации, осуществляющие подготовку авиационного персонала). С вступлением в силу Федерального закона 184-ФЗ действующая на тот момент «Система сертификации в гражданской авиации» прекратила своё существование. С этого времени любые центры по сертификации АУЦ правомочны осуществлять свою деятельность только в рамках системы добровольной сертификации.
На сегодняшний день деятельность по обязательной сертификации АУЦ имеет статус государственной услуги, которая закреплена за Росавиацией. Данная государственная услуга реализуется в соответствии с административным регламентом, утвержденным приказом Минтранса России от Целью оказания услуги является проверка соответствия представленных заявителем данных требованиям ФАП-23. Следует отметить, что согласно указанному регламенту обязательная сертификация АУЦ осуществляется возмездно: заявитель обязан уплатить государственную пошлину в размере 400 рублей.
Что нам следует ожидать с вступлением в силу изменений в ВК РФ. Согласно новой редакции статьи 8 ВК РФ обязательной сертификации подлежат (при определенных условиях) аэродромы, воздушные суда, авиационные двигатели, воздушные винты, бортовое и наземное авиационное оборудование. В отношении авиационных учебных центров установлено следующее требование: Образовательные организации и организации, осуществляющие обучение авиационного персонала осуществляют свою деятельность при наличии выданного Росавиацией, документа, подтверждающего соответствие указанных организаций требованиям федеральных авиационных правил. Форма и порядок получения данного документа устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации.
Следует ожидать, что к моменту вступления в силу вышеперечисленных изменений в ВК РФ: 1. Будут отменены ФАП-23 «Сертификация авиационных учебных центров». 2. Будут приняты новые ФАП «Требования к образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации». 3. Будут внесены изменения в название государственной услуги и в содержание соответствующего административного регламента
Нет оснований полагать, что стоимость данной государственной услуги увеличится. Заявителю необходимо будет оплатить только соответствующую государственную пошлину. Тем не менее выполнение комплекса работ, связанных с оценкой соответствия заявителей требованиям ФАП, потребует определенных организационных и финансовых ресурсов. В этой связи представляется целесообразным включить данную услугу в ведомственный «Перечень государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) находящимися в ведении Федерального агентства воздушного транспорта государственными учреждениями».
Действующая редакция Новая редакция Статья 8. Обязательные сертификация и аттестация в гражданской авиации 1. Обязательной сертификации подлежат юридические лица - разработчики и изготовители воздушных судов и другой авиационной техники; физические лица, юридические лица, осуществляющие и (или) обеспечивающие коммерческие воздушные перевозки, выполнение авиационных работ; юридические лица, осуществляющие техническое обслуживание и ремонт авиационной техники; аэродромы, аэропорты; образовательные организации и организации, осуществляющие обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала; воздушные суда, авиационные двигатели, воздушные винты, бортовое и наземное авиационное оборудование и другие объекты, а также юридические лица, деятельность которых непосредственно связана с обеспечением безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности. (в ред. Федеральных законов от N 114- ФЗ, от N 129-ФЗ, от N 185- ФЗ)N 114- ФЗN 129-ФЗN 185- ФЗ 2. Обязательной аттестации подлежит авиационный персонал. 3. Обязательные сертификация и аттестация осуществляются уполномоченными органами, на которые возложены организация и проведение обязательных сертификации и аттестации. Требования к проведению обязательных сертификации, аттестации и государственной регистрации и порядок их проведения устанавливаются федеральными авиационными правилами и обязательны для соблюдения всеми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также физическими лицами, юридическими лицами.органами (п. 3 в ред. Федерального закона от N 114-ФЗ)закона 4. Проведение обязательной сертификации осуществляется возмездно. Статья 8. Обязательные сертификация и аттестация в гражданской авиации (в ред. Федерального закона от N 253-ФЗ)закона 1. Обязательной сертификации органом, уполномоченным Правительством Российской Федерации, в порядке, установленном федеральными авиационными правилами, подлежат: 1) аэродромы, предназначенные для осуществления коммерческих воздушных перевозок на самолетах пассажировместимостью более чем двадцать человек, а также аэродромы, открытые для выполнения международных полетов гражданских воздушных судов; 2) гражданские воздушные суда, авиационные двигатели, воздушные винты и бортовое авиационное оборудование гражданских воздушных судов, за исключением гражданских воздушных судов, которым сертификат летной годности (удостоверение о годности к полетам) выдается на основании сертификата типа (аттестата о годности к эксплуатации) или акта оценки конкретного воздушного судна на соответствие конкретного воздушного судна требованиям к летной годности гражданских воздушных судов и требованиям в области охраны окружающей среды; 3) светосигнальное и метеорологическое оборудование, устанавливаемое на сертифицированных аэродромах, предназначенных для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов, а также радиотехническое оборудование и оборудование авиационной электросвязи, используемые для обслуживания воздушного движения. 2. Проведение обязательной сертификации осуществляется возмездно. 3. Юридические лица, осуществляющие разработку и изготовление воздушных судов и другой авиационной техники, аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства Российской Федерации, обеспечение авиационной безопасности, юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие коммерческие воздушные перевозки и (или) выполняющие определенные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, авиационные работы, техническое обслуживание гражданских воздушных судов, образовательные организации и организации, осуществляющие обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, а также операторы аэродромов гражданской авиации осуществляют свою деятельность при наличии выданного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), документа, подтверждающего соответствие указанных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, операторов требованиям федеральных авиационных правил. Форма и порядок получения данного документа устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации. 4. Специалисты авиационного персонала гражданской авиации подлежат обязательной аттестации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Авиационные учебные центры Ассоциация АУЦ
Подготовка авиационного персонала (согласно закона об образовании 273 от ) Подготовка авиационного персонала (согласно закона об образовании 273 от ) Бюджетное финансирование Общее образование Профессиональное образование. Внебюджетное финансирование Дополнительное образование ДО детей взрослых ДПО переподготовка КПК Профессиональное обучение Подготовка Переподготовка КПК (рабочих и служащих) св-во АП диплом удостоверениедиплом свидетельство Уровни СПО ВО(бакалавр) ВО(специалист магистр) ВО(подготовка кадров ВК) АУЦ 60
АУЦ – образовательная организация (некоммерческая организация, основной уставной вид деятельности образовательные услуги, юридическое лицо). – организация осуществляющая обучение (юридическое лицо, коммерческая организация, имеющая структурное образовательное подразделение). АУЦ должны иметь – сертификат, (ст.8 ВК) – лицензию, (ст.91 ЗО 273) АУЦ работают в области - дополнительного образования - профессионального обучения АУЦ должны иметь программы, преподавателей и учебную базу. АУЦ работают в рынке образовательных услуг по договорам. Авиационные учебные центры (АУЦ)
АУЦ характеризует: Тесное взаимодействие с авиакомпаниями (АК) (территориальная близость) Привлечение квалифицированных специалистов АК в учебном процессе (приватные преподаватели; инструктора) Возможность стажировки и практики слушателей на современной авиационной технике Оперативной корректировкой программ подготовки в зависимости от потребностей заказчика Распространение передового опыта эксплуатации авиационной техники. Отсутствие нагрузки на бюджет (работа на договорной основе с заказчиком)
-В мае 2013 года по просьбе Росавиации разработаны и представлены в Минтранс проекты типовых программ подготовки АП, которые должны быть утверждены до 01 сентября 2013 года (ст 85 ФЗ 273) -В 2014 голу представлен в Минтранс проект ФАП «Требования к порядку разработки, утверждения и содержания программ АП». -В 2013 году также представлен проект ФАП «Требования к образовательным организациям и организациям осуществляющих обучение» Ассоциация АУЦ (некоммерческая организация) Результаты работы :
1 Советом Ассоциации АУЦ в 2007 году был разработан план по внедрению требованийИКАО к уровню владения английским языком членами летных экипажей. Он предусматривал: - подготовку рейтеров- экзаменаторов; - разработку тестирующей системы; - положения по тестированию членов летных экипажей по английскому языку; - ответственность руководителей АУЦ за результаты подготовки и тестирования. 2 План был внедрен до 5 марта 2011 года. - Обучение проводится в 30 АУЦ, 160 преподавателями, прошедших специальную подготовку и стажировку в Российских и зарубежных учебных центрах. - Разработаны и утверждены программы подготовки, которые используют в своей работе сертифицированные АУЦ. - Право квалификационного тестирования имеют 85 рейтеров-экзаменаторов, включенных в официальный список и публикуемый на сайте Росавиации. - Тестирование проводится по четырем тестирующим системам: 1) Тест Ассоциации АУЦ (26); 2) Тест TELPASS (1); 3) Тест TELLCAP (2); 4) Тест RELTA (1). - Разработаны рекомендации по определению уровня владения английским языком членами летных экипажей и диспетчерами УВД. 3 Представление ежегодного отчета о проделанной работе вИКАО. -по внедрению в РФ требованийИКАО к уровню владения английским языком членами летных экипажей
ИТОГИ РАБОТЫ ПРЕДСТАВЛЕНЫ В ТАБЛИЦЕ И ГРАФИКЕ Март 2011 Июнь 2011 Декабрь 2011 Июнь 2012 Декабрь 2012 Июнь 2013 Декабрь Июнь 2014 всегоIVVVI Июнь
- АУЦ, занимающиеся подготовкой АП на зарубежную технику проходят аудит JOSA, подтверждая свой уровень. - В рамках ассоциации идет постоянный обмен программами.
Меры по совершенствованию подготовки авиационного персонала -Утвердить перечень специалистов авиационного персонала. -Утвердить ФАП «Требования к образовательным организациям и организациям осуществляющих обучение». -Утвердить ФАП «Требования к порядку разработки утверждения и содержания программ подготовки АП». -Утвердить типовые программы подготовки АП. (ст ) -Утвердить ФАП «Требования к тренажерным устройствам и порядок их применения» -Утвердить ФАП «Требование к летным членам экипажей ВС ГА РФ при подготовке к выполнению международных полетов» -Утвердить положение о квалификационном тестировании членов экипажей ВС ГА РФ по английскому языку