«Коррупция – есть корень, из которого во все времена и при всяких соблазнах вытекает презрение ко всем законам». Томас Гоббс … « Известно уже по опыту веков, что всякий человек, обладающий властью, склонен злоупотреблять ею, и он идет в этом направлении, пока не достигнет положенного ему предела». Ш. Монтескье … « Взятка – единственная русская конституция, которая действовала при царе, но здравствует и ныне». Н.А. Бердяев
План: Основы законодательства о противодействии коррупции Уголовно-правовые и иные меры противодействия коррупции Конфискация имущества и меры по ее обеспечению.
Литература: Конвенция ООН Против коррупции 2003 г. Федеральный закон « О противодействии коррупции» от ФЗ. Уголовный Кодекс РФ – статьи 104-1, 285, 286,290, 291, Ст. 575 Гражданского Кодекса России.
Определение коррупции: « Коррупция подразумевает такое поведение должностных лиц государственного сектора, как государственных служащих, так и политиков, вследствие которого они сами или их близкие неправомерно и незаконно обогащаются вследствие злоупотребления переданными им государственными полномочиями.» ( « Трансперенси Интернейшнл».)
Основы законодательства о противодействии коррупции
Общая характеристика Федерального Закона 230 ФЗ от 3 декабря 2012 года В соответствии со статьей 2 устанавливается контроль за расходами: Лиц, замещающих государственные должности РФ Лиц, замещающих государственные должности РФ Лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ Лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ Муниципальные должности на постоянной основе Муниципальные должности на постоянной основе Должности федеральной государственной службы, включенные в перечень, установленный Указом Президента 310 от 2 апреля 2013 года Должности федеральной государственной службы, включенные в перечень, установленный Указом Президента 310 от 2 апреля 2013 года Обязанность отчитываться о расходах возникает в отношении сделок, совершенных с 1 января 2012 года
Основания для принятия решения об осуществлении контроля над расходами Достаточная информация о том.что лицом, его супругом( супругой) и (или) несовершеннолетними детьми совершена сделка по приобретению: земельного участка, земельного участка, другого объекта недвижимости, другого объекта недвижимости, транспортного средства, транспортного средства, ценных бумаг, акций ценных бумаг, акций Сумма сделки должна превышать общий доход лица и его супруги за три последних года, предшествующих ее совершению. Информация о сделке может быть предоставлена правоохранительными органами, работниками подразделений по профилактике коррупции Информация о сделке может быть предоставлена правоохранительными органами, работниками подразделений по профилактике коррупции
Контроль за расходами включает в себя 3 действия: Истребование от лица сведений о расходах по каждой сделке и об источниках получения средств, за счет которых она совершена Истребование от лица сведений о расходах по каждой сделке и об источниках получения средств, за счет которых она совершена Проверка достоверности и полноты сведений, указанных в декларации о расходах. Проверка достоверности и полноты сведений, указанных в декларации о расходах. Определение соответствия расходов данного лица ( его супруги, несовершеннолетних детей) по каждой сделке их общему доходу. Определение соответствия расходов данного лица ( его супруги, несовершеннолетних детей) по каждой сделке их общему доходу. Проверка достоверности и полноты сведений о расходах осуществляется подразделениями, ответственными за профилактику коррупционных правонарушений.
Права подразделений, ответственных за профилактику коррупционных правонарушений: Права подразделений, ответственных за профилактику коррупционных правонарушений: Проводить по своей инициативе беседу с государственным служащим Проводить по своей инициативе беседу с государственным служащим Изучать поступившие от государственного служащего дополнительные материалы Изучать поступившие от государственного служащего дополнительные материалы Направлять запросы в органы прокуратуры, в иные федеральные органы власти с целью получения сведений об имуществе государственного служащего Направлять запросы в органы прокуратуры, в иные федеральные органы власти с целью получения сведений об имуществе государственного служащего Наводить справки у физических лиц и получать от них с их согласия информацию. Наводить справки у физических лиц и получать от них с их согласия информацию. Результаты проверки рассматриваются комиссией по урегулированию конфликта интересов
Невыполнение обязанностей по подаче сведений о расходах влечет…. Невыполнение обязанностей по подаче сведений о расходах влечет…. Увольнение с государственной или муниципальной службы Увольнение с государственной или муниципальной службы В случае, если в ходе осуществления контроля выявляется несоответствие между доходами и расходами государственного служащего( его супруги, н/л детей), материалы контроля в трехдневный срок направляются в прокуратуру В случае, если в ходе осуществления контроля выявляется несоответствие между доходами и расходами государственного служащего( его супруги, н/л детей), материалы контроля в трехдневный срок направляются в прокуратуру По иску прокурора соответствующего уровня ( Генерального, прокурора субъекта РФ, и.т.д.) имущество лица конфискуется. По иску прокурора соответствующего уровня ( Генерального, прокурора субъекта РФ, и.т.д.) имущество лица конфискуется.
Общая характеристика Указа Президента 821 от 1 июля 2010 года Утверждает Положение « О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов.» Утверждает Положение « О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов.» Заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствуют не менее двух третей от общего числа присутствующих. Заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствуют не менее двух третей от общего числа присутствующих. Необходимо обязательное присутствие независимого эксперта. Необходимо обязательное присутствие независимого эксперта.
Понятие коррупции ( согласно ФЗ 273) Понятие коррупции ( согласно ФЗ 273)
Определение коррупции согласно Конвенции ООН 2003 г.
Уголовно-правовые меры борьбы с коррупцией: Уголовно-правовые меры борьбы с коррупцией:
Предмет взятки Предмет взятки
Общая характеристика ст. 285 УК РФ Объективная сторона данного состава включает 3 признака: Использование должностным лицом своих должностных полномочий вопреки интересам службы Использование должностным лицом своих должностных полномочий вопреки интересам службы Наступление вредных последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций. Наступление вредных последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций. Причинную связь между деянием и последствиями Причинную связь между деянием и последствиями Обязательный признак состава – мотив в виде корыстной или иной личной заинтересованности Обязательный признак состава – мотив в виде корыстной или иной личной заинтересованности
Общая характеристика ППВС РФ 19 ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 16 октября 2009 г. N 19 О СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ ПО ДЕЛАМ О ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИИ ДОЛЖНОСТНЫМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ И О ПРЕВЫШЕНИИ ДОЛЖНОСТНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ Общая характеристика ППВС РФ 19 ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 16 октября 2009 г. N 19 О СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ ПО ДЕЛАМ О ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИИ ДОЛЖНОСТНЫМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ И О ПРЕВЫШЕНИИ ДОЛЖНОСТНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ
Ведомственные нормативно-правовые акты ФСКН РФ, направленные на борьбу с коррупцией
Понятие представителя власти и его полномочий: Понятие представителя власти и его полномочий:
Конфискация имущества и меры по ее обеспечению В настоящий момент конфискация существует в УК РФ как «иная мера уголовно- правового характера». Конфискация лишена «карательного элемента», ибо конфискуется не имущество осужденного, а только то, что приобретено в результате преступления и доходы от этого имущества. Законодатель отказался от понятия « имущество, нажитое преступным путем» и требует установления( доказывания) конкретного преступления, результатом которого стало получение конкретного имущества. Несмотря на включенный перечень статей, предусмотренных п. «а» ч.1 ст.104 УК РФ, « забытыми законодателем» оказались такие составы как: незаконное предпринимательство, легализация имущества, приобретенного преступным путем и.т.д.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !!!