Иван Александрович Колышкин Иван Александрович Колышкин Автор: Вощеникина Дарья 9 «б» класс Научный руководитель: Вощеникина Ольга Васильевна, учитель истории © МОУ гимназия 8 им. Л.М. Марасиновой Рыбинск 2012
Колышкин Иван Александрович - командир 2-го дивизиона бригады подводных лодок Северного флота, капитан 2-го ранга; первый из советских моряков- подводников, удостоенный в годы Великой Отечественной войны звания "Герой Советского Союза". Колышкин Иван Александрович - командир 2-го дивизиона бригады подводных лодок Северного флота, капитан 2-го ранга; первый из советских моряков- подводников, удостоенный в годы Великой Отечественной войны звания "Герой Советского Союза".
Родился Иван Александрович в 1902 году в деревне Крутец на Ярославщине. Рано познал труд. После начальной школы он работал в хозяйстве родителей, потом плавал на речных судах. Став в 1924 году военным моряком, молодой волгарь окончил школу рулевых- сигнальщиков, затем служил старшиной парового катера «Волна» и боцманом на корабле «Серп и молот». Родился Иван Александрович в 1902 году в деревне Крутец на Ярославщине. Рано познал труд. После начальной школы он работал в хозяйстве родителей, потом плавал на речных судах. Став в 1924 году военным моряком, молодой волгарь окончил школу рулевых- сигнальщиков, затем служил старшиной парового катера «Волна» и боцманом на корабле «Серп и молот».
в 1932-м, Иван Колышкин, после окончания в Ленинграде Военно-морского училища имени М.В. Фрунзе, получает назначение командиром торпедной группы на подводную лодку «Д-1» Краснознаменного Балтийского флота. В следующем году эта лодка в составе отряда кораблей осуществила переход по Беломорско-Балтийскому каналу в Мурманск, а затем в Полярное - главную базу только что созданной Северной военной флотилии. В пути, на рейде Сороки (ныне г. Беломорск) как вахтенному командиру Колышкину довелось встречать И.В. Сталина, К.Е. Ворошилова и С.М. Кирова, когда те посетили лодку. На Севере И.А. Колышкин. обладавший завидным трудолюбием, хорошо изучил суровый и трудный морской театр и тактические возможности подводных лодок. Здесь заметно выросло его боевое мастерство. Отменной морской выучкой для экипажа субмарины «Д-1» явилось плавание к Новой Земле. В том походе моряки проявили большое упорство и волю. Основные характеристики Обозначение проекта Д «Декабрист» Скорость (надводная) 11.3 узла Скорость (подводная) 8.7 узла Предельная глубина погружения 90 м Автономность плавания Автономность плавания 40 суток Экипаж 53 человека Водоизмещение Водоизмещение надводное 933 т Водоизмещение подводное т Длина наибольшая (по КВЛ) 76 мКВЛ Ширина корпуса наиб. 6,5 м Средняя осадка (по КВЛ) 3,8 м Дизели: 2 x 1100 л.с. Электромоторы: 2 x 525 л.с. Вооружение Артиллерия мм орудие, 1 45 мм орудие, 1 пулемёт Торпедные аппараты/калибр: 6/24"(носовые) 2/24"(кормовые) Боекомплект (торпед): 14
В мае 1937 года флотилия была реорганизована в Северный флот. В том же году с Балтики пришли новые дизельные подводные лодки типа «Щ». «Щуки», как их называли моряки, отличались мореходностью и большим радиусом действия. Вооружены они были шестью торпедными аппаратами и двумя 45-миллиметровыми орудиями. Старший лейтенант Колышкин становится командиром одной из них - «Щ-404». В длительных автономных походах, нередко в тяжелых метеорологических условиях, экипаж корабля, проявляя стойкость, мастерство и самоотверженность, успешно выполнял все поставленные перед ним непростые задачи. И неудивительно, что по итогам года «Щ-404» добилась лучших результатов в боевой подготовке. Командиру лодки И.А. Колышкину в торжественной обстановке вручили тогда орден Красной Звезды. В мае 1937 года флотилия была реорганизована в Северный флот. В том же году с Балтики пришли новые дизельные подводные лодки типа «Щ». «Щуки», как их называли моряки, отличались мореходностью и большим радиусом действия. Вооружены они были шестью торпедными аппаратами и двумя 45-миллиметровыми орудиями. Старший лейтенант Колышкин становится командиром одной из них - «Щ-404». В длительных автономных походах, нередко в тяжелых метеорологических условиях, экипаж корабля, проявляя стойкость, мастерство и самоотверженность, успешно выполнял все поставленные перед ним непростые задачи. И неудивительно, что по итогам года «Щ-404» добилась лучших результатов в боевой подготовке. Командиру лодки И.А. Колышкину в торжественной обстановке вручили тогда орден Красной Звезды.
Памятным выдался 1938 год. На Северном флоте была сформирована отдельная бригада подводных лодок с местом базирования в Екатерининской гавани. Колышкин (к тому времени капитан-лейтенант) был выдвинут на должность командира дивизиона «щук». Подводные лодки «Щ-402» и «Щ-404» в чрезвычайно сложной обстановке участвовали в операции по снятию папанинцев с дрейфующей станции «Северный полюс». В тридцать девятом году группа лодок во главе с капитаном 3-го ранга Колышкиным при девятибалльном шторме в Норвежском море выполняла специальное правительственное задание по обеспечению радиосвязи с самолетом Героя Советского Союза В.К. Коккинаки, совершавшего беспосадочный полет из Москвы в США через Атлантику. С самого начала советско-финляндской войны Северный флот, уже представлявший собой значительную силу, был приведен в полную боевую готовность. Подводные лодки, особенно «щуки», поочередно несли дозор в море и заслужили благодарность командования флота.
Великая Отечественная война застала комдива Колышкина в Полярном. К исходу дня 22 июня 1941 года он на подводной лодке «Щ-421» отправился в боевой поход, который, к сожалению, оказался безуспешным. Боевой счет подводников-североморцев открыла 14 июля субмарина «Щ-402» под командованием старшего лейтенанта Н.Г. Столбова: в районе Портсангер-фиорда двухторледным залпом она потопила вражеский транспорт. В августе И.А. Колышкин в качестве обеспечивающего на «М- 172» вышел в море вместе с только что назначенным на эту лодку командиром И.И. Фисановичем. Дельные советы комдива помогли командиру корабля совершить прорыв в порт Линахамари и уничтожить там вражеский транспорт, а на следующий день, выходя из Печенгского залива, торпедировать еще одно судно противника. В сентябре комдив Колышкин участвовал в длительном походе на старейшей лодке «Д-3». Результат оказался превосходным: на дно морское были пущены три транспорта и танкер противника. На флоте за И. А. Колышкиным прочно утвердилась слава смелого, инициативного и неустрашимого командира - подводника и опытного, мудрого воспитателя подчиненных. У него учились, ему подражали. На флоте за И. А. Колышкиным прочно утвердилась слава смелого, инициативного и неустрашимого командира - подводника и опытного, мудрого воспитателя подчиненных. У него учились, ему подражали.
17 января 1942 года капитану 2-го ранга Колышкину первому (с начала Великой Отечественной войны) из советских подводников было присвоено высокое звание Героя Советского Союза. В феврале 1943 года он уже в звании капитана 1-го ранга вступил в командование бригадой подводных лодок. 17 января 1942 года капитану 2-го ранга Колышкину первому (с начала Великой Отечественной войны) из советских подводников было присвоено высокое звание Героя Советского Союза. В феврале 1943 года он уже в звании капитана 1-го ранга вступил в командование бригадой подводных лодок.
Постановлением Совнаркома СССР 5 ноября 1944 года И.А. Колышкину присвоено воинское звание контр-адмирала. Постановлением Совнаркома СССР 5 ноября 1944 года И.А. Колышкину присвоено воинское звание контр-адмирала. «За время войны бригада, которой командовал И.А. Колышкин, - указывается в книге «Славен героями Северный флот», изданной в 1974 году в Мурманске, - потопила и повредила более двухсот вражеских кораблей и была награждена орденами Красного Знамени и Ушакова I степени». «За время войны бригада, которой командовал И.А. Колышкин, - указывается в книге «Славен героями Северный флот», изданной в 1974 году в Мурманске, - потопила и повредила более двухсот вражеских кораблей и была награждена орденами Красного Знамени и Ушакова I степени». Большие заслуги И.А. Колышкина перед Родиной отмечены двумя орденами Ленина, пятью орденами Красного Знамени, орденами Ушакова II степени, Красной Звезды и многими медалями. Большие заслуги И.А. Колышкина перед Родиной отмечены двумя орденами Ленина, пятью орденами Красного Знамени, орденами Ушакова II степени, Красной Звезды и многими медалями.
После войны контр-адмирал Колышкин продолжал командовать соединением подводных лодок. В 1950 году Иван Александрович окончил Военную академию Генерального штаба. Затем несколько лет он был начальником Высшего военно-морского училища. Находясь с 1959 года в отставке, адмирал принимал деятельное участие в военно-патриотической работе. Им написана замечательная книга «В глубинах полярных морей». Не стало Ивана Александровича Колышкина в 1970 году. Похоронен он на Новодевичьем кладбище в Москве. Именем героя названы улицы в Полярном Североморске, Гаджиеве и Рыбинске, память также увековечена в музейных экспозициях на Северном флоте и в историко-художественном музее г. Рыбинска. Справедливо изречение: герои не умирают.
В честь И.А. Колышикина названа плавбаза подводных лодок проекта 1886
Комбриг был слишком мягким вроде. Но между тем негрозный взгляд Все чувствовали - И в походе Он делал грозными ребят... Дмитрий Ковалёв о комбриге Колышкине
Источники «Герои страны» - d=1269 «Герои страны» - d= d= d=1269 «Боевые корабли мира» - «Боевые корабли мира» Энциклопедия кораблей - Энциклопедия кораблей - «Великая Отечественная под водой» - «Великая Отечественная под водой» Википедия - Википедия - Материалы ЦДЮТЭ г. Рыбинска Материалы ЦДЮТЭ г. Рыбинска