Школа профессора А.К. Зуева
Вибрация – вредный фактор Шум и вибрация машин приводят к повышению порога чувствительности и, как следствие, к сужению возможностей человека. Некоторые процессы, такие как интеллектуальные, психические и физиологические угнетаются под воздействием шума и вибрации, что приводит к устойчивым отклонениям от нормы и часто к явно выраженным заболеваниям системы кровообращения, пищеварения, зрения, осязания и др. Шум и вибрация машин приводят к повышению порога чувствительности и, как следствие, к сужению возможностей человека. Некоторые процессы, такие как интеллектуальные, психические и физиологические угнетаются под воздействием шума и вибрации, что приводит к устойчивым отклонениям от нормы и часто к явно выраженным заболеваниям системы кровообращения, пищеварения, зрения, осязания и др. В будущем количество людей, согласных испытывать свой организм в таких условиях, снизится и для привлечения на эти рабочие места необходимо улучшать условия труда В будущем количество людей, согласных испытывать свой организм в таких условиях, снизится и для привлечения на эти рабочие места необходимо улучшать условия труда
Как можно снизить вибрацию на речных судах В настоящее время вопросы снижения вибрации занимают определённое место в науке и практике судостроения. В настоящее время вопросы снижения вибрации занимают определённое место в науке и практике судостроения. Все строящиеся и многие модернизируемые суда проходят проверку вибрационной и шумовой активности. Все строящиеся и многие модернизируемые суда проходят проверку вибрационной и шумовой активности. Большое внимание уделяется системам снижения вибрации и шума. Большое внимание уделяется системам снижения вибрации и шума. Особое место занимает изоляция источников вибрации от корпуса судна. Особое место занимает изоляция источников вибрации от корпуса судна. Там, где удаётся изолировать двигатель заметно снижение высокочастотной вибрации и особенно шума. Там, где удаётся изолировать двигатель заметно снижение высокочастотной вибрации и особенно шума. Эти мероприятия гарантируют устойчивое снижение шума и вибрации до уровня близкого к медицинским требованиям. Эти мероприятия гарантируют устойчивое снижение шума и вибрации до уровня близкого к медицинским требованиям.
Санитарные нормы Допустимые уровни звука по требованиям Санитарных норм для судов внутреннего и смешанного плавания не должны превышать: В машинных помещениях 120 дБА В машинных помещениях 120 дБА В служебных помещениях 75 дБА В служебных помещениях 75 дБА В пассажирских салонах 75 дБА В пассажирских салонах 75 дБА В медицинских помещениях 60 дБА В медицинских помещениях 60 дБА
Превышение уровней вибрации в служебных помещениях судов
Основные проблемы виброизоляции Судовой двигатель является источником вибрации близкой по частоте к собственным частотам корпуса и его основных элементов Судовой двигатель является источником вибрации близкой по частоте к собственным частотам корпуса и его основных элементов Двигатель испытывает действие упора и момента от гребного винта. Упор часто превышает вес двигателя, а момент приводит к наклону двигателя Двигатель испытывает действие упора и момента от гребного винта. Упор часто превышает вес двигателя, а момент приводит к наклону двигателя Подвеска двигателя должна быть жесткой для ограничения смещений в пределах до одного миллиметра Подвеска двигателя должна быть жесткой для ограничения смещений в пределах до одного миллиметра Подвеска двигателя должна быть мягкой для эффективной виброизоляции и должна допускать смещения до 20 мм Подвеска двигателя должна быть мягкой для эффективной виброизоляции и должна допускать смещения до 20 мм
Решение проблемы виброизоляции на речных судах На кафедре Теории машин и механизмов и деталей машин ФГОУ ВПО «НГАВТ» предложено техническое решение дающее возможность снижать вибрацию корпуса судна без снижения эксплуатационных характеристик судна. Новая система виброизоляции содержит распределенные упругие элементы установленные между источником вибрации и судовым фундаментом.
Примеры использования виброизоляторов с распределенными упругими элементами на теплоходе «Русич»
Применение виброизоляторов на теплоходе «Фарман Салманов»
Участие в проектировании виброзащиты судов Кафедра ТММ и ДМ сотрудничает с организациями водного транспорта: Российский Речной Регистр Российский Речной Регистр Инженерный центр проектирования судов Инженерный центр проектирования судов Самусьский судостроительно- судоремонтный завод Самусьский судостроительно- судоремонтный завод Машиностроительные предприятия г. Новосибирска Машиностроительные предприятия г. Новосибирска
Подготовка нормативной документации При участии ФГОУ ВПО «НГАВТ» разработаны технические нормы проектирования высокоэффективных опор с распределенными упругими элементами
Типоразмерный ряд виброизоляторов для установки главных и вспомогательных двигателей
Экономические вопросы применения виброизоляторов Установка виброизоляторов на судне оценивается в настоящее время как 5 – 7% от стоимости главных двигателей Установка виброизоляторов на судне оценивается в настоящее время как 5 – 7% от стоимости главных двигателей В случае постановки на производство в объеме свыше штук стоимость не превысит 2% от стоимости двигателей В случае постановки на производство в объеме свыше штук стоимость не превысит 2% от стоимости двигателей Известные опоры зарубежных производителей приведенные к той же грузоподъемности стоят в 3 – 4 раза больше, а их эффективность существенно ниже Известные опоры зарубежных производителей приведенные к той же грузоподъемности стоят в 3 – 4 раза больше, а их эффективность существенно ниже Эффективность прелагаемой разработки в 3 – 10 раз выше чем у известных виброизоляторов и не имеет аналогов в области пассивных средств борьбы с вибрацией Эффективность прелагаемой разработки в 3 – 10 раз выше чем у известных виброизоляторов и не имеет аналогов в области пассивных средств борьбы с вибрацией