Источник: Суда длиной до 80 – 100 м обычно имеют поперечную систему набора. С увеличением длины судна растут напряжения от общего продольного изгиба корпуса, особенно на удалении от нейтральной оси: в верхней палубе и в днище. Они опасны в первую очередь тем, что могут привести к потере устойчивости сжатых, наиболее гибких элементов настила палубы или обшивки днища. Балки набора повышают их устойчивость, причём выбор ориентации балок (вдоль сжимающей нагрузки или поперёк) имеет большое значение. А именно, напряжение, при котором теряет устойчивость прямоугольная пластина, подкреплённая с четырёх сторон балками, примерно в четыре раза выше, если сжатие происходит вдоль пластины в отличие от сжатия поперёк. Для судов длиной более 100 – 120 м применение поперечной системы набора для днища нежелательно, ввиду сложности обеспечения устойчивости пластин обшивки и настила при общем изгибе судна. Продольная же система набора позволяет легко обеспечить их устойчивость при сжимающих напряжениях вплоть до предела текучести материала.
Наливные и открытые суда длиной 80 м и более должны иметь продольную систему набора днища. Днище навалочных, нефтенавалочных и накатных судов должно быть двойным и иметь продольную систему набора. Для судов длиной более 100 м применение поперечной системы набора для днища проблематично ввиду сложности обеспечения устойчивости пластин обшивки и настила при общем изгибе судна. Продольная же система набора позволяет легко обеспечить их устойчивость при сжимающих напряжениях вплоть до предела текучести материала.
Конструкция двойного дна с продольной системой набора
Сплошной флор днища с продольной системой набора Расстояние между стрингерами не должно превышать 5 м
скуловая доковая Бракеты между флорами: Между флорами по сторонам киля ставятся бракеты (называемые доковыми), доведенные до ближайших продольных балок днища и второго дна. Расстояние между этими бракетами не должно превышать 1.2 м (обычно одна шпация поперечного набора). От шпангоутов между флорами ставятся скуловые бракеты, доведённые до ближайших продольных балок и приваренные к ним. Доковая и скуловая бракеты располагаются в одной плоскости.
Флоры двойного дна при продольной и стрингерной системах набора Разновидностью продольной системы является стрингерная система набора (ее еще называют русской), предложенная в начале XX века И. Г. Бубновым. В такой конструкции продольные балки заменяются стрингерами. В результате узлы пересечения связей становятся более простыми, надёжными и технологичными.
Тоннельный киль
А - А Б - Б Стрингерная система набора днища навалочника
Подкрепление продольных балок стойкой стойка флор Расстояние между сплошными флорами не должно превышать 5 шпаций или 3.6 м в зависимости от того, что меньше. При стрингерной системе набора это расстояние может быть увеличено, но не более чем в два раза. Обычно расстояние между сплошными флорами составляет 3 – 4 шпации Момент сопротивления продольных балок можно уменьшить на 35%, если подкрепить их стойками посередине пролёта
Расстояние между сплошными флорами не должно превышать двух шпаций в районах с повышенными местными нагрузками: - в носовой оконечности (на длине 0,25 L); - в МО и КО; - в трюмах, в которых перевозятся тяжеловесный грузы, руда; - в трюмах навалочных судов, разгружаемых грейферами; - на судах арктического плавания категорий ЛУ8 и ЛУ9. Сплошные флоры либо бракеты обязательны в местах действия сосредоточенных нагрузок (под пиллерсами, направляющими стойками контейнеров, фундаментами, концами книц поперечных переборок и т.п.) По стенке флоров должны быть установлены вертикальные рёбра жёсткости, соединяющие продольные балки днища и второго дна. Вырезы во флорах и стрингерах не допускаются: - на участках, примыкающих к переборкам; - под пиллерсами; - в районах окончания книц фундаментов главных механизмов. В бракетах допускаются вырезы диаметром не более 1/3 от меньшего размера бракеты.
Соединение продольных балок при пересечении их с непроницаемым флором