Алексей Майер Доктор пед.наук, профессор кафедры педагогики начального и дошкольного образования МГОГИ Совместно с порталом для профессионалов дошкольного образования bestteachers территория лучших знании
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)
Коллизии Формально педагог - дошкольник не попадает под категорию «учитель», но принятый Закон «Об образовании РФ» относит дошкольное образование к одному из уровней общего. Кроме того в новом законе, наряду с такой функцией, как уход и присмотр за ребенком, за дошкольными организациями Закрепляются обязанность осуществлять образовательную деятельность, выделяемую в отдельную услугу. Отсюда возникает необходимость единого подхода к профессиональным компетенциям педагога дошкольного образования и общего образования и учителя.
Обобщенные трудовые функции Пед деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного образования Общепедагогическая функция. Обучение Воспитательная деятельность Развивающая деятельность
функция Трудовые действия дошкольника Общепедагогическая функция. Обучение 10/2 Воспитательная деятельность 11/8 Развивающая деятельность 11/7
Обобщенные трудовые функции Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования
Требования к образованию и обучению Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности), либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации
Особые условия допуска к работе К педагогической деятельности не допускаются лица: лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда; имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации; признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке; имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем
Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования Участие в разработке основной ОП в в соответствии с ФГОС Участие в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды Планирование и реализация образовательной работы в группе детей Организация и проведение педагогического мониторинга освоения детьми образовательной программы и анализ образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста Участие в планировании и корректировке образовательных задач (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга Реализация педагогических рекомендаций специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми (трудности, ОВЗ)
Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования Развитие профессионально значимых компетенций Формирование психологической готовности к школьному обучению Создание позитивного психологического климата в группе Организация видов деятельности, осуществляемых в раннем и дошкольном возрасте: предметной, познавательно-исследовательской, игры (ролевой, режиссерской, с правилом), продуктивной; конструирования, создания возможностей для развития свободной игры детей Организация конструктивного взаимодействия детей Активное использование недирективной помощи и поддержка детской инициативы и самостоятельности Организация образовательного процесса на основе непосредственного общения с каждым ребенком
Необходимые умения Организовывать виды деятельности Применять методы физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста в соответствии с образовательной программой организации Использовать методы и средства анализа психолого-педагогического мониторинга Владеть всеми видами развивающих деятельностей дошкольника ( игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской ) Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями… использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения Владеть ИКТ-компетентностями, необходимыми и достаточными для … работы с детьми раннего и дошкольного возраста
Необходимые знания Специфика дошкольного образования и особенностей организации работы с детьми раннего и дошкольного возраста Основные психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и личностный; основы дошкольной педагогики, включая классические системы дошкольного воспитания Общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте Особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте Основы теории физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста Современные тенденции развития дошкольного образования
Другие характеристики Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики