Анализ методической работы школы за учебный год Заместитель директора по УМР: Половинкина Е.А.
Цель анализа выявить степень эффективности методической работы в школе и её роль в повышении профессиональной компетенции педагогов.
«Социально-личностное становление и жизненно-профессиональное самоопределение воспитанников в будущей жизни» Цели : Создание условий для полноценного развития детей с ограниченными возможностями здоровья, раскрывающих потенциальные внутренние возможности, резервы организма с ориентацией на сохранные стороны личности. Создание доступного и личностно-ориентированного образования детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья. Создание условий по формированию у обучающихся необходимых социально-трудовых компетенций для освоения профессии и последующая социализации общества. Оптимизировать взаимодействие между всеми субъектами воспитательного процесса коррекционной школы (воспитателем, учителем, социальным педагогом, психологом, родителями) путем создания единого календарно-тематического планирования и внедрения новых форм работы с семьей.
Методическая работа уч. году была направлена на выполнение поставленных задач и их реализацию через образовательную программу школы и учебно-воспитательный процесс. Методическая работа школы строилась на основе плана. При планировании методической работы школы педагогический коллектив стремился отобрать те формы, которые реально способствовали реализации программы развития школы.
Формы методической работы: педсовет, методсовет;творческий отчет доклады, выступления мастер - классы семинары обсуждение проблем самообразование, самоотчеты предметные МО наставничество анкетирование методические консультации административные совещания
Цель анализа: выявление результативности методического совета в решении поставленных задач. В школе создан методический совет, план работы которого подчинен задачам методической работы и находится в соответствии с методической темой школы. В него вошли директор школы, заместитель директора по УВР, заместитель директора по УМР, старший воспитатель, руководители школьных методических объединений, логопеды, педагог-психолог и социальный педагог.
Структура управления методической работой школы в учебном году Директор Зам. директора по УВР, УМР, старший вос-ль Педсовет Совет школы Аттестационная комиссия Методический совет МО учителей начальн ых классов МО учителей старших классов МО учителей Трудового обучения МО учителей надомного обучения МО воспит ателей МО классных руководи телей
План работы методического совета подчинен общим методическим задачам школы в соответствии с методической темой школы «Формирование компетентности учителя и ученика как фактор повышения качества образования». В план работы методического совета входила организация школы молодого педагога. В ходе данного плана были посещены уроки Щербиной О.С., Чепрасова М.В., Безгина С.В., Малышевой Е.А. сделан соответствующий анализ и даны рекомендации к дальнейшей их работе.
Вся деятельность методического совета способствовала росту педагогического мастерства учителя, повышению качества учебно-воспитательного процесса и разработке новых стандартов. Позитивные тенденции Причины позитивных тенденций 1. Включение в работу методического совета новых педагогов. Сменяемость руководителей методических объединений. 2. Совершенствование системы профессионального сотрудничества. Применение новых технологий проведения педсоветов. 3. Становление системы взаиморазвития и обмена профессиональным опытом. Включение новых членов в состав методического совета. Негативные тенденции Причины негативных тенденций Необходимые меры по корректировке негативных тенденций Недостаточная активность и инициативность членов методического совета. Нехватка времени из-за большой загруженности. Профессиональная усталость. Более четкое планирование и распределение нагрузки между членами методического совета. Вовлечение в работу методического совета новых членов. Применение личностноориентированного подхода к распределению нагрузки в рамках методического совета.
Работа методических объединений Цель анализа: выявление результативности выполнения целей и задач, возложенных на методические объединения
МО учителей начальных классов Цель работы М/О: «Создание условий, способствующих достижению нового качества начального образования через эффективное использование и развитие профессионального потенциала педагогов; на сплочение и координацию их усилий по совершенствованию методики преподавания учебных дисциплин, и на этой основе – на улучшение образовательного процесса».
заседания М/О начальных классов 1 четверть: «Оптимизация учебного процесса на уроках математики в начальных классах коррекционной школе VIII вида». Выступили с обменом опыта: «Повышение эффективности учебного процесса через использование дидактических игр на уроках математики» Андрусенко В.В., Ерастова Н.В, Гончарова Ю.И., Полтавец А.Н., Кашканова Л.З., Юхтанова Е.А. 2 четверть: «Оптимизация учебного процесса на уроках письма и развития речи в начальных классах коррекционной школы VIII вида». Л.З. Кашканова подготовила и выступила с докладом по теме М/О. Г.Г. Храмцова подготовила открытый урок по теме М/О. 3 четверть: «Оптимизация учебного процесса на уроках чтения и развития речи в начальных классах коррекционной школы VIII вида». Е.А. Юхтанова подготовила и выступила с докладом по теме М/О. В.В. Андрусенко выступила с содокладом «Развитие речи на уроках чтения в коррекционной школе 8 вида». 4 четверть: «Творческая лаборатория как форма развития учительского потенциала учителей коррекционной школы». Выступили по темам самообразования учителя начальных классов в форме отчета.
За год учителя начальных классов посетили друг у друга 48 уроков. Это на 14,7% больше по сравнению с прошлым годом.
Предметные недели для учащихся младших классов «Неделя труда» - отв. Н.В. Ерастова, Ю.И. Гончарова. «Неделя математики» отв. Е.А. Юхтанова «Неделя естествознания» отв. Полтавец А.Н., В.В. Андрусенко; «Неделя письма и развития речи» отв. Л.З. Кашканова, Г.Г. Храмцова; «Неделя спорта» - отв. Е.А.Лунева (2-4 классы)
Учителя начальных классов принимали участие в разработке СФГОС по предметам начальной школы в краевом семинаре-совещании в краевом семинаре «Использование инновационных педагогических технологий обучения учащихся с ОВЗ в учебно-воспитательном процессе» в г. Амурске в краевом семинаре «Педагогическое сопровождение детей с ОВЗ» в г. Хабаровске в городском семинаре «Проблемы коррекционного обучения в общеобразовательной школе» на базе МОУ СОШ 5 в педсовете с обобщением опыта «Работа классного руководителя с родителями учащихся начальных классов» в сетевых конкурсах
За период работы М/О учителей начальных классов были приняты решения: На 1 М/О было принято решение: 1. Выполнять единые орфографические требования по ведению тетрадей согласно положению. 2. Продолжать работу над применением эффективных методов и приемов на уроках для развития учащихся с ОВЗ. На 2 М/О было принято решение: 1. Продолжать работу над применением эффективных методов и приемов на уроках для развития познавательных процессов учащихся с ОВЗ, использование ИКТ на уроках. На 3 М/О было принято решение: 1. Продолжать работу над применением эффективных методов и приемов на уроках для развития познавательных процессов учащихся с ОВЗ, использование ИКТ на уроках. На 4 М/О было принято решение: Назначить руководителем МО начальных классов на год Кашканову Л.З. Поощрить за творческую, добросовестную работу, руководителя М/О начальных классов Юхтанову Е.А.
МО учителей старших классов Деятельность учителей старших классов была направлена на совершенствование системы помощи и поддержки учащимся с ОВЗ. Цель работы М/О: повышение уровня научно-теоретической, методической и психолого- педагогической подготовки педагогов, совершенствование условий для повышения профессиональной компетентности, развития их творческого потенциала и как следствие повышение качества образования.
заседания М/О старших классов по темам: 1 четверть: «Утверждение рабочих программ по предметам. Аттестация учителей: положение, документы, портфолио» (Половинкина Е.А., Кухтина А.Л.). 2 четверть: «Осуществление межпредметных связей с трудовым обучением на уроках общеобразовательного цикла» (Безгин С.В., Пузанова Е.А., Ерилова В.В.). 3 четверть: «Практическая направленность уроков общеобразовательного цикла как один из факторов успешной социализации учащихся» (Нитовкина Г.А., Борнякова Т.Т.). 4 четверть: «Развитие речи учащихся на уроках - путь к социализации и профориентации детей с ограниченными возможностями здоровья» (Щербина О.С., Чепрасов М.В.).
Консультации для учителей по темам: ТемаФ.И.О. Консультация по ведению документации Топчий Н.Д., Половинкина Е.А. Требования к уроку в коррекционной школе (с предоставлением обобщённого плана-конспекта урока) Кухтина А.Л. Выбор темы самообразования Кухтина А.Л. Видеокурс "Компьютер в работе учителя" Кухтина А.Л. Видеокурс "Презентация в школе"Кухтина А.Л. Открытые уроки с последующей консультацией Андрусенко В.В., Храмцова Г.Г., Юхтанова Е.А., Кашканова Л.З.
Выступление с докладами по темам самообразования Ф.И.О.Тема самообразования Безгин С.В.Использование картографической наглядности на уроках истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида Никулин И.Ю. Интерактивный счётчик настроения на уроке Пузанова Е.А. Развитие связной речи учащихся с интеллектуальным недоразвитием на основе дифференцированного подхода в обучении Тверитина Е.А. Развитие мыслительных операций у учащихся с ОВЗ на уроках математики Чепрасов М.В. Использование схем как средства активизации познавательной деятельности на уроках биологии в коррекционной школе VIII вида
«Неделя математики» отв. Тверитина Е.А., Малышева Е.А.; «Неделя письма и развития речи» отв. Половинкина Е.А., Пузанова Е.А., Ерилова В.В., Щербина О.С.; «Неделя естествознания» отв. Чепрасов М.В., Безгин С.В., Кухтина А.Л.; «Неделя спорта» отв. Марыкин С.С.
Учителя старших классов принимали участие: в краевом семинаре-совещании в краевом семинаре «Использование инновационных педагогических технологий обучения учащихся с ОВЗ в учебно-воспитательном процессе» в г. Амурске в городском семинаре «Проблемы коррекционного обучения в общеобразовательной школе» на базе МОУ СОШ 5 в сетевых конкурсах
За период работы М/О учителей старших классов были приняты решения: 1. Продолжать работу по применению эффективных методов и приемов на уроках в старших классах для развития познавательных процессов учащихся с ОВЗ и использование ИКТ на уроках. 2. Отслеживать в интернете сетевые конкурсы и по возможности участвовать в них всем педагогам М/О. Взять на вооружение молодым специалистам наработки по темам самообразования у педагогов (Тверитиной Е.А., Пузановой Е.А., Никулина И.Ю.) Школьному педагогу-психологу Бахаревой Г.Н. обратить внимание на психологическое состояние учителей, с целью избежания проблем эмоционального выгорания учителей. Поощрить за творческую, добросовестную работу, руководителя М/О старших классов Кухтину А.Л.
МО учителей трудового обучения В 2013 – 2014 учебном году учителя трудового обучения работали в соответствии с поставленной проблемой школы: « Социально – личностное становление, жизненно – профессиональное самоопределение воспитанников с ОВЗ в будущей жизни». Анализируя деятельность методического объединения необходимо отметить работу учителей трудового обучения, как стабильную, плодотворную и достигшую определенных результатов. Трудовое обучение и воспитание учащихся осуществлялось через уроки труда, внеклассную работу, кружки, мастер-классы, экскурсии и индивидуальную работу.
Качественный состав коллектива учителей трудового обучения: МО всего педагогов Высшее образование ВысшаяI II (соответствие) Без категории 12 чел. 12 чел. 1 чел. 2 чел. 7 чел. 2 чел.
Заседания МО учителей трудового обучения 1 четверть: «Анализ работы летнего трудоустройства учащихся 10 класса. Утверждение рабочих программ и плана работы методического объединения на учебный год. Аттестация учителей: положение, документы, портфолио» (Жуляев Ю.А., Изотина Е.А., Олиференко И.Ю.). 2 четверть: «Утверждение тестов по Социально – бытовой ориентировке для учащихся 6-8 классов в форме зачета и 9 классов в форме экзамена» (Олиференко И.Ю., Попкова Н.Б.); «Создание условий по формированию у учащихся с ОВЗ необходимых социально- трудовых компетенций для освоения профессии и дальнейшей социализации в общество» (Габова В.К., Климова С.П.). 3 четверть: «Социально-бытовая ориентировка как важнейшая образовательная компетенция учащихся с ОВЗ в условиях специальных (коррекционных) образовательных учреждений»; Подготовка к зачету. (Олиференко И.Ю., Попкова Н.Б.). 4 четверть: «Основные аспекты профессиональной ориентации детей с ОВЗ»; Подготовка к экзаменам. Анализ работы методического объединения за год. (Дружинин К.Е., Киркица И.В., Олиференко И.Ю.).
Взаимопосещение уроков трудового обучения учителями в течение учебного года п/ п Цель посещения уроков Количес тво уроков Общее количество уроков за год 1. Изучение новых методов работы.5 48 уроков 2. Обмен опытом Работа с новым оборудованием Методика проведения урока по трудовому обучению Контроль знаний, умений, навыков учащихся для разработки тестов Работа с ИКТ.12
Предметная неделя труда Мероприятия Ответственные 1. Викторина «Мир в радуге профессий» 5-7 классы. Олиференко И.Ю., Попкова Н.Б. 2. Презентации профессий (Швея, Столяр, Штукатур – маляр, Младший обслуживающий персонал) для 3-4 классов. Экскурсии в мастерские. Климова С.П., Изотина Е.А., Габова В.К., Козырев П.А., Киселев О.Ю., Киркица И.В. 3. Мастер – классы для учащихся 8-11 классов. 8А,8Б, 8В - Киркица И.В, Шустова Д.Г. 9Б – Габова В.К. 8Б, 9А - Дружинин К.Е. 8В,10А - Козырев П.А. 11А - Изотина Е.А.
Внешкольные мероприятия по профориентации Мероприятие КлассПедагог Посещение ПУ 18.8ВКиркица И.В. Медико-педагогический центр « В мире профессий» 8В, 10АКиркица И.В, Шустова Д.Г. Выставка в Доме Творчества «Этот удивительный мир». 8В, 10АКиркица И.В, Шустова Д.Г. Краеведческий музей. Выставка «Амур – река жизни». 8ВКиркица И.В. Высаживание деревьев возле Драматического театра «Яблоневый сад». 6А, 6Б, 8Б, 9Б, 10А Козырев П.А. Дружинин К.Е. Шустова Д.Г. Киселев О.Ю. Экскурсия на стройку.10А.Шустова Д.Г. Экскурсия в Автошколу.8В, 10АКиркица И.В, Шустова Д.Г. Экскурсия в оранжерею.10АШустова Д.Г Экскурсия на мебельную фабрику «Олимп». 11АЖуляев Ю.А.
Учителя трудового обучения принимали участие: в краевом семинаре-совещании в краевом семинаре «Использование инновационных педагогических технологий обучения учащихся с ОВЗ в учебно- воспитательном процессе» в г. Амурске, (Козырев П.А.); в краевом фестивале «Я вхожу в мир искусства» в городской ярмарке в школьных выставках в сетевых конкурсах
Решения М/О учителей трудового обучения 1. Доработать программы по трудовому обучению и критерии оценки для учащихся 1 и 2 уровня. 2. Разработать тесты по СБО для учащихся 6-8 классов в форме зачета, 9 классов в форме экзамена. Разработать критерии оценки. 3. Всем педагогам трудового обучения в своих выступлениях использовать презентации. 4. Разработать экзаменационные билеты по уровням развития учащихся для 9-11 классов по швейному, штукатурно – малярному и столярному делу. 5. Использовать в своей работе инновационные педагогические технологии обучения учащихся с ОВЗ. 6. Продолжать формировать у учащихся с ОВЗ необходимые компетенции для усвоения профессии и дальнейшей социализации. 7. Для повышения уровня социально – профессиональной адаптации учащихся проводить профориентационную работу в системе (5-11 классы). 8. Заполнить карты отслеживания трудовых умений учащихся 5 классов за учебный год по профилям (швейное, столярное, обувное дело, младший обслуживающий персонал).
МО учителей надомного обучения
заседания методического объединения учителей надомного обучения На первом заседании были рассмотрены вопросы: 1. Утверждение плана работы М/О учителей надомного обучения на учебный год. 2. Корректировка и утверждение тем самообразования учителей надомного обучения. 3. Утверждение формы написания календарных планов. 4. Консультация по заполнению журналов. Во второй четверти М/О учителей надомного обучения работало над темой: «Урок письма в специальной (коррекционной) школе» В третьей четверти М/О учителей надомного обучения работало над темой: «Формирование навыков чтения как фактор развития личности обучающихся» В четвертой четверти М/О учителей надомного обучения работало над темой: «Роль мотивации и стимулирования учащихся в процессе обучения на развитие личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья»
задачи методической работы на учебный год Создать условия для непрерывного повышения уровня профессиональной компетентности учителей и совершенствование их деятельности с учетом основных направлений работы школы. Повышать мотивацию обучающихся к изучению предметов путём проведения нестандартных уроков. Вовлекать как можно больше детей обучающихся на дому для участия в школьных мероприятиях, краевых конкурсах. Использовать современные инновационные педагогические и информационные технологии. Продолжать повышать уровень профессионального мастерства педагогов М/О путем самообразования, прохождения курсовой подготовки, участия в профессиональных конкурсах. Активизировать работу педагогов М/О надомного обучения по созданию печатных работ и их публикации в средствах массовой информации с целью повышения их профессиональной компетенции.
МО Классный руководителей Деятельность МО классных руководителей была соотнесена с проблемой школы. М/О классных руководителей работало над темой – «Роль самооценки и самореализации учащихся в воспитательном процессе».
Открытые внеклассные мероприятия Ф.И.О. учителя ПредметКласс Тема Юхтанова Е.А. Учитель начальных классов 4А«Мебель» Полтавец А.Н. Учитель начальных классов 2АВнеклассное занятие «Профессий много в мире есть…» Безгин С.В. История 5АКлассный час «Что я знаю о своем городе» Тверитина Е.А. Математика 9АКлассный час «В мире профессий» Храмцова Г.Г. Учитель начальных классов 3А3АКоррекционно-развивающее занятие «Лиса и Волк» по страницам русской народной сказки Андрусенко В.В. Учитель начальных классов 2БВнеклассное занятие «Русская матрешка» Пузанова Е.А. Письмо и развитие речи 7БКлассный час «Формула здоровья» Чепрасов М.В. Биология 7АВнеклассное мероприятие «Турнир знатоков природы» Кашканова Л.З. Учитель начальных классов 3Б3БВнеклассное занятие «Все работы хороши – выбирай на вкус» Попкова Н.Б. СБО11АВнеклассное мероприятие «Путешествие в мир профессий» Кухтина Е.Л. География 9БКлассный час «И одежда должна быть прекрасной» Ерилова В.В. Письмо и развитие речи 8БКлассный час «Все работы хороши – выбирай на вкус»
предметные недели М/О классных руководителей Позитивные тенденции Причины позитивных тенденций 1. Проведение предметных недель продолжается.Проведение предметных недель было рационально спланировано с учетом распределения ключевых общешкольных мероприятий по триместрам и месяцам. 2. Возобновилось проведение интеллектуальных игр. Заинтересованность членов М/О. Негативные тенденции Причины негативных тенденций Необходимые меры по корректировке негативных тенденций 1. Пассивное отношение ряда педагогов школы, как имеющих большой педагогический опыт, так и молодых специалистов, к обмену опытом и совершенствованию качества преподавания. Снижение мотивации к педагогической деятельности. Равнодушие. Безразличное отношение к перспективам, как личностного развития, так и к перспективам развития школы. Осуществлять более жесткий контроль за деятельностью педагогов. 2. Снижение качества проведения предметных недель и интеллектуальных игр. Недостаточно четкое и продуманное планирование работы М/О. Ослабление контроля со стороны методического совета. При составлении плана работы М/О и методического совета четко спланировать поэтапную подготовку к этим мероприятиям. Возложить ответственность на руководителей М/О по корректировке форм проведения этих мероприятий. Усилить контроль со стороны методической службы за реализацией этих планов.
Работа с вновь прибывшими специалистами Цель: выявление результативности индивидуальных мер по профессиональному становлению учителя, его уровня профессиональной компетентности.
Выводы: система наставничества является наиболее эффективной формой работы с вновь прибывшими педагогами. Рекомендации: необходимо развивать систему наставничества в работе с вновь прибывшими учителями.
вывод: план методической работы школы выполнен. Очевидна положительная динамика роста методического и профессионального мастерства учителей
основными задачами методической работы на новый учебный год являются: в новом учебном году педагогическому коллективу необходимо вплотную заняться научной организацией труда, что еще не вошло в практику нашей школы должным образом; в процессе преподавания шире использовать возможности интерактивных, коллективных, творческих, технических способов обучения; организовать целенаправленную работу с учащимися над развитием творческих способностей не только во внеурочное время, но и в учебное; отслеживать работу по накоплению и обобщению педагогического опыта; в работе М/О по повышению профессионального мастерства обратить внимание на следующие умения: технология подготовки урока и его самоанализ, самоконтроль своей деятельности, применение новых технологий и их элементов. Расширить сеть учителей, применяющих элементы тестовой технологии; спланировать цикл открытых уроков по М/О с учетом реальных возможностей по особо западающим вопросам и более тщательно продумать организацию взаимопосещения уроков; организовать рейтинговый опрос учащихся об уровне проведения различных мероприятий во время предметных недель; продолжить работу по новым технологиям в обучении: проектная деятельность, использование информационно-компьютерных технологий в обучении и подготовке проектов; проведение внутришкольной конференции.