ИНТЕГРИРОВАННЫЕ СРЕДЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ Представление дисциплины
2 Общие сведения по дисциплине Название: «ИНТЕГРИРОВАННЫЕ СРЕДЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ» Читается для специальности: «Сети связи и системы коммутации» Важность изучения дисциплины: При создании программ требуется набрать в текстовом редакторе программный код на языке высокого уровня, откомпилировать этот программный код компилятором данного языка, отладить программу (т.е. устранить все имеющиеся ошибки), и, наконец, получить пригодный для распространения дистрибутив. Необходимо уметь эффективно управлять всем циклом разработки программ. Сфера профессионального использования: Программирование
3 Краткое описание дисциплины Для специалистов в области информационных технологий обязательно знание принципов работы в интегрированных средах и умение работать хотя бы в одной из них. В данном курсе рассматриваются вопросы разработки программ в среде CBuilder 6.0. Наиболее полно в рамках дисциплины затронуты следующие темы: Методика визуального программирования Создание графического интерфейса пользователя Организация доступа к базам данных Визуализация данных Поиск и сортировка данных Редактирование данных
4 Цели и задачи преподавания дисциплины Основной целью дисциплины является формирование у студентов знаний и умений в области практического программирования. Для достижения данной цели необходимо: Освоить современные методики программирования Познакомится с основами применения визуальных сред разработки Изучить методы разработки графического интерфейса пользователя Понять принципы организации работы с базами данных Научиться использованию методов программирования на основе компонентов
5 Место дисциплины среди смежных дисциплин Данная дисциплина требует предварительного изучения курсов : Информатика Программирование
6 Начальные знания Для успешного освоения курса требуется знание основ: Информатики Программирования Математического анализа
7 Итоговые знания, умения и навыки В результате изучения дисциплины студенты должны иметь ПРЕДСТАВЛЕНИЯ: о роли и месте технологий программирования в современном контексте информационных технологий. В результате изучения дисциплины студенты должны получить ЗНАНИЯ: основ создания прикладных программ с использованием одной из современных сред программирования правил разработки и проектирования приложений. В результате изучения дисциплины студенты должны приобрести УМЕНИЯ И НАВЫКИ: создания прикладных программ средней сложности при помощи одной из современных сред программирования.
8 Содержание лекционного курса Тема 1. Методика визуального программирования. Тема 2. Разработка интерфейса пользователя на основе визуальных компонентов. Тема 3. Технологии доступа к локальным данным. Тема 4. Визуализация данных. Тема 5. Сортировка, фильтрация и поиск данных. Тема 6. Редактирование данных.
9 Тема 1. Методика визуального программирования Первая тема курса является вводной в дисциплине. Цель изучения данной темы состоит в овладении основами методики визуальной разработки приложений. Для этого необходимо решить следующие задачи: изучить состав интегрированных сред визуальной разработки; освоить концепцию форм, на которых основана методика визуальной разработки; рассмотреть базовые компоненты ввода/вывода данных; научиться применять компоненты отображения графики.
10 Тема 2. Разработка интерфейса пользователя на основе визуальных компонентов Вторая тема курса целиком посвящена рассмотрению вопросов создания графического интерфейса пользователя на основе визуальных компонентов. Цель изучения данной темы состоит в овладении основами методики разработки приложений, соответствующих логотипу Win32. Для этого необходимо решить следующие задачи: изучить способы создания линеек меню; освоить методы создания панелей инструментов; рассмотреть компоненты для хранения графических изображений.
11 Тема 3. Технологии доступа к локальным данным Цель данной темы состоит в получении ясного представления о технологиях доступа к локальным данным на платформе Windows и использования технологий BDE (Borland Database Engine), ODBC (Open Data Base Connectivity) и ADO (ActiveX Data Object) для доступа к данным. Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи: изучить методы использования утилит BDE Administrator и Database Desktop для создания схем баз данных и их псевдонима (alias); освоить методы применения оснастки Windows «Источники данных ODBC» для создания источника данных; научиться создавать соединение с источником данных по технологии ADO.
12 Тема 4. Визуализация данных В данной теме рассматриваются вопросы визуализации данных. Целью изучения данной темы является получение представления о способах визуализации данных на платформе Windows и изучение методов использования компонентов визуализации CBuilder. Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи: научиться осуществлять подключение источника данных к компонентам визуализации; научиться использованию компонента DBGrid; научиться использованию компонентов визуального представления отдельных полей; научиться совместному использованию компонента DBGrid и компонентов визуального представления отдельных полей.
13 Лабораторный практикум Лабораторная работа 1 (по теме 1). Методика визуального программирования. Лабораторная работа 2 (по теме 2). Разработка интерфейса пользователя на основе визуальных компонентов Лабораторная работа 3 (по теме 3). Технологии доступа к локальным данным. Лабораторная работа 4 (по теме 4). Визуализация данных Лабораторная работа 5(по теме 5). Сортировка, фильтрация и поиск данных Лабораторная работа 6 (по теме 6). Редактирование данных
14 Формы контроля Текущий контроль отчеты о выполнении лабораторных работ Итоговый контроль тест экзамен
15 Глоссарий Глоссарий – обеспечивает толкование и определение основных понятий, необходимых для адекватного осмысления материала. Например: 1. ActiveX Data Object (ADO) - Технология доступа к данным фирмы Microsoft, встроена в операционные системы Windows 2. Borland Database Engine (BDE) - Технология доступа к данным фирмы Borland, должна устанавливаться на компьютере пользователя
16 Список литературы Основная Borland C++ Builder 6. Для профессионалов/В.А.Шамис.- СП.:Питер, с.:ил. Архангельский А.Я. Программирование в С++Builder 6.- М.: БИНОМ, с.: ил + CD.
17 Список литературы Дополнительная Г.Шилдт. Самоучитель С++:Пер. с англ. – 3-е изд.: - СПб.:БХВ- Петербург,2001. – 688 с. В.П.Румянцев. Азбука программирования в Win 32 API. – 3-е изд.: - Москва, «Горячая линия - телеком», Подбельский В.В., Фомин С.С. Программирование на языке Си:.-2- е изд., доп..-М.: Финансы и статистика, с. Франка П. С++: 26 уроков для освоения языка; Учебный курс /Пер. с англ. П. Бибиков.-СПб.: Питер, с.: ил. + дискета.- Дейл Н., Уимз Ч., Хедингтон М. Программирование на С++: Пер. с англ..-М.: ДМК, с. Язык программирования С++ /Фридман А.Л./ М.:ИНТУИТ.РУ «Интернет - университет Информационных Технологий», – 288 с. С/С++. Программирование на языке высокого уровня/ Т.А.Павловская. – СПб.:Питер,2002. – 464 с.:ил.
18 Сведения об авторе ФИО: Тубольцев М.Ф. Место работы: КНИТ, кафедра МиПОИС Ученая степень: к.т.н. Ученое звание: доцент Должность: доцент кафедры МиПОИС Кафедра: математического и программного обеспечения информационных систем Контактная информация: Адрес: : Россия, , г. Белгород, ул. Победы, 85, корп.14, к.1-9. Рабочий телефон:
19