Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании): учитель, воспитатель». Утвержден приказом министерства труда и социальной защиты РФ от г. 544 н
Зачем нужен профессиональный стандарт педагога ? инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире; инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень; объективный измеритель квалификации педагога; средство отбора педагогических кадров в учреждения образования; основа для формирования трудового договора между работником и работодателем.
Структура профессионального стандарта «Педагог» 1 раздел: Общие сведения. 2 раздел: Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности). 3 раздел: Характеристика обобщенных трудовых функций. 4 раздел: Сведения об организациях – разработчиках профессионального стандарта.
Основная цель вида профессиональной деятельности: Оказание образовательных услуг по основным общеобразовательным программам образовательными организациями (организациями, осуществляющими обучение)
Группы занятий вида деятельности ОКЗ 2320 Преподаватели в средней школе 2340 Преподаватели в системе специального образования 3310 Преподавательский персонал начального образования 3320 Персонал дошкольного воспитания и образования 3330 Преподавательский персонал специального обучения
Трудовые функции педагогической деятельности Функция по проектированию и реализации образовательного процесса: обучение, воспитание, развивающая деятельность. Функция по проектированию и реализации образовательных программ разного уровня.
Трудовая функция Трудовые действия. Необходимые умения работника. Необходимые знания работника. Требования соблюдения правовых, нравственных, этических норм.
Трудовые действия по реализации обучения Разработка рабочих программ. Контрольно-оценочная деятельность. Развитие ИКТ-компетенции обучающихся. Осуществление дифференцированного подхода. Другое.
Трудовые действия по реализации воспитания Разработка и реализация программ воспитания и социализации ООП ОО. Организация детско-родительских общностей. Организация образовательных событий на основе проектирования. Поддержка ученического самоуправления. Формирование толерантности, способности к поликультурному диалогу. Другое.
Трудовые действия развивающей деятельности Разработка и реализация программ индивидуального развития ребенка. Использование технологий инклюзивного образования. Создание благоприятной для развития, безопасной среды. Сотрудничество со специалистами КРО. Другое.
Трудовые действия по функции проектирования и реализации образовательных программ ДО: Обеспечение психологической готовности ребенка к школе. НОО: Формирование УУД, умения учиться. ООО, СОО: Формирование общекультурных компетенций.
Реализация индивидуального подхода ДО: Корректировка образовательных задач для каждого воспитанника. НОО: Проектирование ИОТ, выходящих за рамки программ начального общего образования для отдельных обучающихся. ООО,СОО: Разработка и реализация ИОМ
Методическая работа со Стандартом Анализ требований Стандарта к педагогу; Определение типичных затруднений у членов МО в реализации необходимых умений; Определение теоретических вопросов для методической учебы; Методическая учеба (круглые столы, семинары, изучение опыта и нормативной базы, УМК).
Примеры типичных затруднений Разработка рабочих программ для уровня обучения; Проектирование и анализ урока в системно- деятельностном подходе; Управление учебной группой; Проектирование образовательного события; Оценка предметных умений, метапредметного результата; итоговых учебных проектов; Организация работы ученика в открытом информационном пространстве; Технологии реализации компетентностного подхода; Освоение инклюзивных психолого-педагогических технологий; Организация индивидуализированного обучения детей с особыми образовательными возможностями.