РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Автор учитель начальных классов ГБОУ СОШ 811 Черемская Татьяна Алексеевна Автор учитель начальных классов ГБОУ СОШ 811 Черемская Татьяна Алексеевна
Для активной творческой работы мышления очень важно, чтобы человек, сталкиваясь с чем-то непонятным, рождающим вопрос, «удивился», эмоционально загорелся этим вопросом, чтобы непонятное вызвало в нем эмоцию удивления. Л.В.Занков
Цели : воспитание личности со свободным, критичным, независимым, творческим и ответственным перед собой и миром мышлением, воспитание интеллигентного человека, открытого к диалогу, способного к духовному саморазвитию. учить детей самостоятельно добывать знания, учить учиться; создание мотивации к дальнейшей успешной учебной деятельности; формирование интереса к образованию; создание условий в процессе обучения для максимального раскрытия способностей каждого ученика; создание ситуации комфортности на уроке;
развитие личности ребенка; развитие речи учащихся; развитие умения применять приобретённые знания, умения и навыки в практической деятельности
Теоретическое положение Дьюи: 1. Знания дети лучше усваивают от удивления и любопытства. 2. Знания дети должны усваивать с «аппетитом». 3. Связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом 1. Знания дети лучше усваивают от удивления и любопытства. 2. Знания дети должны усваивать с «аппетитом». 3. Связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом
Задача технологии проблемно- диалогического обучения - не просто преподавать свой предмет, а реализовать личность каждого ребенка его средствами.
Проблемное обучение предполагает: Создание проблемной ситуации. Вход из неё, то есть решение проблемы.
Действия учащихся: выявление проблемы; Формулирование проблемной ситуации; Поиск решения; Решение непосредственно.
Методы проблемного обучения: Проблемное изложение знаний; Изложение с проблемным началом; Частично-поисковый, или эвристический метод; Исследовательский метод.
Рекомендации по созданию проблемных ситуаций на уроке: Учебная проблема должна заинтересовать учащихся своей необычностью, красочностью, эмоциональностью. Учитель должен быть внимательным к эмоциональному состоянию ученика, вовремя выяснить причины затруднений в разрешении проблемной ситуации и оказать своевременную помощь. Необходимо соблюдать дидактические принципы: Научность; Доступность; Систематичность и последовательность; Сознательность и активность учащихся. Учебная проблема должна заинтересовать учащихся своей необычностью, красочностью, эмоциональностью. Учитель должен быть внимательным к эмоциональному состоянию ученика, вовремя выяснить причины затруднений в разрешении проблемной ситуации и оказать своевременную помощь. Необходимо соблюдать дидактические принципы: Научность; Доступность; Систематичность и последовательность; Сознательность и активность учащихся.
Правила создания проблемных ситуаций: Правило 1. Должна быть вызвана потребность в приобретаемом знании. Правило 2. Предполагаемое проблемное задание должно соответствовать интеллектуальным возможностям класса. Правило 3. Проблемное задание должно предшествовать объяснению подлежащего усвоению учебного материала. Правило 4. Нельзя смешивать проблемную ситуацию и проблемное задание. Правило 5. Проблемную ситуацию можно вызвать с помощью теоретического проблемного задания или практического. Правило 6. возникшую проблемную ситуацию должен формулировать учитель путем указания ученику на причины невыполнения им учебного задания.
Виды проблемного урока 1.Урок-дискуссия: Регламентированная дискуссия; Проблемно-проектная дискуссия; «Круглый стол»; Панельная дискуссия; Форум; Симпозиум; Парная дискуссия («Вертушка»);
2. Урок-проблемная лекция. 3. Урок-семинар: Семинар-дискуссия; Семинар-взаимообучение; 4. Уроки креативного типа. 5. Парное взаимообучение. 6. Групповая работа по общей теме. 7. Взаимообучение групп.
Использование проблемно- диалогического обучения на практике. Урок: русского языка 4 класс. Тема: «Словоизменение имен сущ.» учебник Бунеева Е.В., Бунеев Р.Н. Форма работы – проблемно-проектная дискуссия.
Защита группового решения:
Результаты применения на этом уроки технологии проблемного обучения Учащиеся повторили весь материал об имени существительном; Вывели новые знания (зависимость частей речи от существительного в словосочетаниях); Были включен все дети в работу: сильные дети – ведущие, слабые – протоколисты, а средние – ораторы; Учащиеся учатся самостоятельно добывать знания; Учащиеся формируют умение общаться, принимать или нет чужую точку зрения, вести диалог.
Панельная дискуссия: Урок: «Чтение» 1 класс Учебник: «Азбука» Н.В. Нечаева, К.С. Белорусец Тема: «Слабая и сальная позиция согласных звуков, «опасные места»» Урок: «Чтение» 1 класс Учебник: «Азбука» Н.В. Нечаева, К.С. Белорусец Тема: «Слабая и сальная позиция согласных звуков, «опасные места»»
Обсуждение в группах:
Защита принятого решения перед классом
Общий вывод:
Результаты работы технологии на уроке в 1 классе: Было найдено правильное решение проблемной ситуации, что помогло детям сделать вывод : как определить какая сомнительная согласная пишется; Учащиеся начинают формировать умение общаться внутри группы; Учащиеся учатся доказывать свое мнение, и защищать принятое групповое решение; В работу были включены ВСЕ дети; «Добытые» знания запоминаются намного лучше, чем навязанные, что показали последующие уроки.
Спасибо за внимание!