Особенности современного урока. А.П. Красильников, 1928 г. «Что такое хороший урок (педагогическое мастерство на основе рефлексологии и педагогики)»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Требования к современному уроку По материалам Марка Максимовича Поташника, действительного члена Российской академии образования, доктора педагогических.
Advertisements

Требования к современному уроку Знание системы принципов дидактики- обязательная опора на них при проектировании, организации и осуществлении образовательной.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ. «… «требования» носят, конечно же, не административный, не императивный, а именно методический, рекомендательный.
«Урок как форма педагогического сотрудничества» - педсовет – Выступление Архиповой И.А., заместителя директора по УВР: «ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ.
Требования к современному уроку как основной форме организации учебного процесса в условиях личностно ориентированного обучения.
Разработка учебных занятий с учётом требований ФГОС к результатам обучения.
Методика анализа и самоанализа урока. Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его.
СОВРЕМЕННЫЙ УРОК. Требования к уроку. Типичные недостатки. Философия конструктивизма.
Требования к современному уроку. Поташник Марк Максимович- действительный член (академик) Российской академии образования, победитель Всероссийского конкурса.
Современный урок в начальной школе © Склярова Оксана Валерьевна, 2011.
Педагогический совет: «Современный урок, какой он? Организация учебной деятельности в свете внедрения ФГОС второго поколения.»
Выступление на педагогическом совете по теме: «Современный урок» (из опыта работы преподавателя высшей категории Корнеева А. В.)
Образование XXI века Требования к современному уроку 35 причин для беспокойства Свободное изложение мыслей М.М. Поташника, действительного члена.
Урок в соответствии с ФГОС Кулеш И.А. МОУ СОШ 13.
Урок в соответствии с ФГОС. Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен.
Методические приемы и подходы к уроку в условиях реализации ФГОС.
Требования к современному уроку (По методическому пособию академика М.М. Поташника «Требования к современному уроку») Аникина Т.Н., методист отдела содержания.
Выполнила учитель немецкого языка МАОУ СОШ 25 Резник Т.И.
Воспитательный аспект современного урока в контексте реализации ФГОС второго поколения.
Требования к современному уроку По методическому пособию академика М.М. Поташника «Требования к современному уроку» (М.: Центр педагогического образования,
Транксрипт:

Особенности современного урока

А.П. Красильников, 1928 г. «Что такое хороший урок (педагогическое мастерство на основе рефлексологии и педагогики)»

И.Н. Казанцев, 1936 г ст. «Требования к уроку в советской школе» («Советская педагогика» 6)

И.Н. Казанцев, 1956 г «Урок в советской школе»

М.И. Махмутов, 1985 г «Современный урок»

В.А. Онищук, 1976 г «Типы, структура и методы урока в школе»

В.П. Симонов, 1980 г. ж.«Советская педагогика» 1

М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, 1985 г. «Современный урок» («Народное образование» 1)

1. Стремление учителя самостоятельно разрабатывать поурочные планы (проекты) своих уроков. 2. Знание системы принципов дидактики, их иерархии, взаимосвязей и отношений, обязательная опора на них при проектировании, организации и осуществлении образовательной деятельности на уроке: при определении целей, выборе содержания, методов, форм, средств обучения, учете возможностей, особенностей детей и др. 3. Точное (в закономерностях, принципах) и одновременно творческое (то есть прежде всего личностное) выполнение программно-методических требований к уроку. 4. Знание каждым учителем типологии уроков и только обоснованный выбор типа урока, наилучшим образом соответствующий особенностям того или иного класса, темы, раздела.

5. Использование игровой формы только в том случае, когда это служит лучшему выполнению образовательных целей урока, не превалирует над сущностью учебного материала, не уводит в сторону от главных целей, не становится самоцелью, не умаляет значения сути того, что должны изучить дети. 6. Безусловный учет обученности, обучаемости, учебных и воспитательных возможностей учащихся разных возрастов, классов, групп; учет особенностей, интересов, склонностей, запросов учащихся. 7. Стремление к поиску и по возможности формулирование кроме темы еще и так называемого «имени» урока в виде яркого афоризма, крылатой фразы, поговорки и т.п., эмоционально выражающих в сжатом виде суть главной идеи урока.

8. Специально спланированная (то есть продуманная) деятельность учителя по обеспечению не только учебной, но и воспитательной функции урока, то есть воспитания и в про­ цессе обучения. 9. Комплексное планирование задач по трем группам: I.Педагогические цели: обучения, обязательно воспи- тания, развития и социализации личности, так называемые креативные, оздоровительные и др. это цели развития ре­ бенка (главные цели); II.Цели развития образовательного процесса (для по­ вышения качества этого процесса): диагностические, позна­ вательные, исследовательские; III. Цели саморазвития учителя: а) профессионального; б) личностного. 10. Обязательное выделение в содержании учебного ма­ териала объекта прочного усвоения, то есть главного, суще­ ственного, и отработка на уроке именно этого материала.

11. Продумывание и по возможности формулирование хотя бы для себя ценностных оснований выбора содержания и трактовки учебного материала на уроке. 12. Стремление учителя помочь детям раскрыть для себя личностный смысл любого изучаемого на уроке материала. 13. Опора на межпредметные связи с целью их использования для формирования у учащихся целостного представления о системе знаний, о мире и с целью развития эрудиции школьников, а при необходимости и специальное (продуманное и обоснованное) осуществление учителем межпредметной координации учебного материала. 14. Безусловное обеспечение практической направленности учебного процесса, создание реальных возможностей применения учащимися полученных знаний, умений и навыков, не допуская формального усвоения теоретических сведений. Осуществление перехода от человека знающего к человеку знающему, понимающему и деятельному.

15. Включение в содержание урока упражнений творческого характера по использованию полученных знаний в аналогичной (подобной), сходной, частично новой (измененной) и в полностью незнакомой ситуации. 16. Только обоснованный выбор оптимального сочетания и соотношения методов обучения, исходя из знания системной классификации методов обучения, сильных и слабых сторон каждого метода и учебных возможностей учащихся конкретного класса. 17. Знание разных технологий развивающего обучения (Занкова, Эльконина-Давыдова, Фаизова, Ильясова, Куш- нира, Эрдниева, Монтессори, Штайнера, Френе и др.) и их только дифференцированное применение к разным классам или группам учащихся.

18. Сочетание общеклассных форм работы с групповыми и индивидуальными, стремление к организации учебного труда как коллективной деятельности. Обоснованность выб­ ранной формы обучения или сочетания форм. 19. Осуществление дифференцированного подхода к учащимся только на основе диагностики их реальных учебных возможностей с акцентом на применении мер дифференци­ рованной помощи школьникам с разным уровнем подготовки по предмету и отношения к учению (без существенного снижения сложности учебного материала). 20. Специально спланированная работа учителя по формированию надпредметных способов учебной деятельности. 21. Специально продуманная по отношению к некоторым учащимся работа учителя по мотивации их учебной деятельности с целью формирования у них и у всех учащихся устойчивой мотивации познания как одной из важнейших целей (и результатов) школы XXI века.

22. Создание реальных условий для проявления каждым учеником самостоятельности (насколько это возможно и необходимо) на основе понимания ценности субъектной позиции ребенка в обучении. 23. Только обоснованное, целесообразное, рациональное и комплексное использование тех или иных средств обучения (учебников, наглядных пособий, технических средств и др.), 24. Органичное, корректное и только целесообразное включение компьютеров в педагогические технологии на уроках по всем предметам. 25. По возможности дифференциация домашних заданий (по характеру, содержанию, объему) для разных групп учащихся: с целью развития творчества одних, закрепления пройденного материала другими, экономии времени третьими и т.д. 26. Знание учителем определений «психосберегающие, здоровьесберегающие и здоровьеразвивающие технологии». Организация образовательного процесса на уроке в соответствий с этим знанием и пониманием того, какой ценой достигаются положительные образовательные результаты.

27. Обеспечение только благоприятных для работы на уроке гигиенических условий. 28. Обеспечение максимально благоприятных для работы на уроке эстетических условий, переход от обеспечения эстетики не только формы, но и акцентирование внимания на эстетике идеи как в оформлении кабинета, так и в содер­ жании отобранного учебного материала. 29. Общение с учащимися на уроке только на основе со­ четания высокой требовательности с безусловным уважени­ ем к личности школьника. 30. Стремление добиваться действенного воспитательного влияния личности самого учителя на учащихся. 31. Выбор учителем оптимального для конкретного урока соотношения рационального (интеллектуального) и эмо­ ционального в работе с детьми.

32. Развитие учителем в себе и использование в работе на уроке артистических умений, педагогической техники, ис­ полнительского мастерства. 33. Четкое следование замыслу плана урока и одновременная готовность (и умение) гибко перестраивать его ход при изменении учебных ситуаций, умение переходить к реализации запасных методических вариантов, предварительное продумывание которых должно превратиться в привычку. 34. Регулярный анализ полученных на уроке (или системе уроков) результатов обучения, воспитания, развития школь­ ников. 35. Оценка (самооценка) работы учителя по совпадению (или несовпадению) реальной успеваемости с ее прогнозом, сделанным в зоне ближайшего развития ребенка, то есть с уровнем максимально возможных для конкретного ребенка результатов.