Как создать текст? Методы и приемы, направленные на обучение написанию текстов Климова Мария Николаевна, педагог ДО, ГБОУ ЦО 46 Москва, 2014
Цель занятия: Познакомить участников с различными методами и приемами обучения детей написанию текстов различных стилей и жанров. Задачи: Ознакоить с методами и приемами, способствующими повышению творческого потенциала детей, и возможностями их применения в процессе обучения детей. Ознакомить с авторскими методами и приемами, направленными на формирование у детей потребности и способности создавать тексты различных стилей и жанров. Формировать умения использовать представленные методы и приемы в образовательном процессе
Марина Цветаева... я живу, не чтобы стихи писать, а стихи пишу, чтобы жить...Пишу не потому, что знаю, а для того, чтобы знать. Пока о вещи не пишу (не гляжу на нее), ее нет. Мой способ знания высказывание, тут же знание, из-под пера.
Основные трудности, которые испытывают дети при написании текста Не знаю, как начать текст и как завершить. Не знаю, как выразить свою мысль, чтобы меня поняли читающие. Не могу написать особенный, оригинальной текст. Не могу написать «красивый текст».
Создание текста Развитие творческого потенциала. Методы и приемы являются надпредметными, универсальными и могут использоваться на любом уроке, занятии или семинаре Обучение приемам создания текста разных стилей и жанров. Это собственно учебные знания и умения по текстологии, журналистике, стилистике.
Развитие творчества Я Мария, я люблю….
Развитие творчества Ассоциации Лето…
Развитие творчества Нарисуйте… Крик вороны Мечта Боль Крах надежды
Развитие творчества
Дети раскрепощаются Перестают бояться высказывать свое мнение Учатся быть индивидуальными.
Я – ТВОРЧЕСКИЙ ЧЕЛОВЕК, ПОТОМУ ЧТО…
Друдлы
«Двойной» угол зрения
Элементы творчества – повсюду. Если педагог научится их видеть, он легко научит этому ребенка. Начинайте любой урок или занятие с творческого задания, пусть самого маленького. Придумывайте сами, учите придумывать детей!
Приемы создания текста Вступление Заключение Если текст никак не хочет писаться, попробуйте начать его писать с конца, то есть с заключения!!! Помните, главное, не бояться писать. В процессе творчества вдохновение обязательно к вам придет
Вступление Цитатное. Начинаем текст с цитаты, связанной с темой текста. !!!Не забываем указать автора!!! Биографическое. Такое вступление уместно, если мы пишем сочинение по литературному произведению или текст, посвященный какому-то человеку. Начинаем текст с фактов биографии. Стараемся, чтобы эти факты были значимы для нашего дальнейшего текста. !!!Не допускаем фактических ошибок!!! От «Я». Вступление начинается словами: «Я не случайно выбрал (а) эту тему. Она близка мне, потому что…» Дневниковое. Похоже на предыдущее. Пишется в форме дневника. Как будто для себя. !!!Здесь важен интимно-лиричный тон. Старайтесь быть искренними!!! Киношное. Вступление рисует картинку, кадры кинофильма: «Ночь. Метель. Ничего не видно вокруг. И только один человек идет по пустому городу…»
Заключение Яркий пример–обобщение. Это вывод из вашего текста. Может начинаться словами: «Таким образом...», «Итак…», «Подведем итоги…», «Мы видим, что действительно…» Цитата с комментарием. Это заключение отлично сочетается с цитатным вступлением. Можно начать с цитаты и вернуться к ней в конце текста. Получится кольцевая композиция текста. Вывод-впечатление. Можно закольцевать таким заключением текст с киношным или дневниковым вступлением. Напишите о вашем впечатлении по теме текста.
Определи вид вступления Александр Сергеевич Пушкин родился в 1899 году в Москве в дворянской семье… Дворянская усадьба. Богатая. Ухоженная. Огромный дом. У окна - маленький мальчик. Он взобрался с ногами в кресло и смотрит в окно. Он ждет. Ждет отца… Интересно, что такое любовь? Чувство? Состояние души? Химическая реакция? Каждый человек с детства слышит: «Я тебя люблю». Он с ранних лет произносит слова любви и по-настоящему любит. Но может ли он дать определение? Любовь…
Продолжи вступление Михаил Юрьевич Лермонтов… «Мотив одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова» Я не случайно выбрал эту тему. Она близка мне… Сидя зимним вечером у окна и наблюдая за падающим снегом, я часто думаю, как же прекрасна наша земля…
Напишите вступление разных типов
Пишем текст Работа над темой Ассоциации. Обращение к личному опыту. Работа над текстом Вступление. Основная часть. Используем записи, сделанные во время 1 этапа. Заключение
Пишем текст Дано слово: жажда Задание: 1. Подберите ассоциации: цвет, вкус, животное, растение. 2. Вспомните, когда вы испытывали жажду, какие ощущения, мысли у вас были. Запишите их. 3. Напишите вступление к тексту на тему «Жажда». 4. Пользуясь своими записями, создайте текст.
Спасибо за внимание!