Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 7» Тема урока: Прялка Конструкция и декор предметов народного.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Русские прялки 5 класс МОУ « МБЛ» Учитель ИЗО Абрамова О.А.
Advertisements

ЗАДАЧИ: Дать учащимся первоначальные сведения о прялке и декоративно- тематической композиции в её украшении. Воспитывать уважительное отношение к своим.
Изобразительное искусство Кирсанова Надежда Владиславовна МОУ лицей 10 Город Советск.
Методика Горяева Н.А.>>. необыкновенно обогащало жизненный уклад русского крестьянина-земледельца.
Конструкция и декор предметов народного быта Тема 4 Выполнил работу Щебуняев Владислав Викторович Учитель рисования МБОУ «Шолоховская гимназия станица.
« Орнаменты и узоры на посуде » Учащиеся 3Бкласса МАОУСОШ 12 Руководитель проекта: Ширяева С.И. ПРОЕКТ.
В гостях у мастеров Городца. На Волге недалеко от Нижнего Новгорода есть старинный город Городец. Среди жителей города было много мастеров по обработке.
«Орнаменты и узоры на посуде: форма, чередование элементов, правило их расположения друг за другом» Панкратовой Марии 2 «Б» МОУ СОШ 10 г. Борисоглебск.
Урок изо 5 класс. Вспомним, какой вид росписи мы изучали? Круглые, железные, В хозяйстве полезные. Черные, желтые, красные, Удивительно прекрасные! (Жостовские.
Мезенская роспись. Она занимала большое место в оформлении фасадов и интерьеров изб. Как и большинство других народных промыслов, свое название эта роспись.
Презентация к занятию по рисованию (средняя группа) на тему: "Башкирский орнамент в круге"
Деревянное ремесло в нашем селе. Автор: Лукин Сергей. МОУ Анненская СОШ 2010 г.
Возрождение народного декоративно- прикладного искусства. Орнамент.
Заочное путешествие вместе с коробейниками по ярмаркам и базарам. Изготовление игрушек.
Эйхман А. А., учитель ИЗО, искусства МАОУ « СОШ 25», г. Сыктывкар, Республика Коми. Презентация составлена с использованием материалов ( репродукций ),
Презентация к уроку по изобразительному искусству (ИЗО, 5 класс) по теме: Городецкая роспись
Проект « Математика вокруг нас. Орнаменты и узоры на посуде »
«Орнамент - математическое воплощение красоты» Учитель математики МОУ Хотьковская средняя общеобразовательная школа 5 Сидорова Валентина Викторовна. Сидорова.
Тема урока: ЭСКИЗ ОРНАМЕНТА ПО МОТИВАМ ВЫШИВКИ РУССКОГО НАРОДНОГО КОСТЮМА 5 класс.
Составление узора для декоративной посуды по мотивам росписей народных мастеров. Выполнил учитель ИЗО Пономарева О.В год.
Транксрипт:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 7» Тема урока: Прялка Конструкция и декор предметов народного быта Учитель ИЗО Коробейникова Елена Михайловна

ЗАДАЧИ УРОКА 1. Познакомить учащихся с понятием Прялка, видами прялок, вариантами их росписей чрез сравнение, нахождение общего и особенного в конструкции, декоре традиционных предметов крестьянского быта и труда. 2. Подвести к пониманию о символическом значении декоративных элементов в росписи прялки, о связи с природой и ностительстве жизненно важных смыслов. 3. Изобразить выразительную форму прялки и украсить ее, выстраивая орнаментальную композицию

ПЛАН ПОИСКА РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ (ОТКРЫТИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ): Найти информацию (из беседы, презентации, учебника) о назначении и традициях росписи русских прялок. Дать определение понятию «прялка», Узнать её основные элементы. Сравнить типы прялок по их разновидности и особенности их росписи. Рассмотреть основные элементы росписи, их символическое значение Постановка художественной задачи. Практическое выполнение задания. Подведение итогов.

Декоративная роспись одно из интереснейших явлений русского народного искусства. Она включает в себя самобытную роспись бытовых вещей: берестяной посуды, деревянной утвари, металлических изделий и распространённый среди крестьянства обычай расписывать свои дома.

"Сия прялица изрядна, Хозяюшка обрядна."

Красивая прялка как бы представляла девушку, говорила о благополучии в её семье, служила дополнением к нарядному костюму. Красота множества прялок, принесённых на посиделки, празднично преображала избу, создавала радостную и теплую атмосферу

Не напрядешь зимою, нечего будет ткать летом

СИМВОЛИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЕКОРАТИВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ НА ЛОПАСТИ ПРЯЛКИ: Выступы-городки – путь солнца по небосводу Выступы-серьги – символы заходящего и восходящего солнца Круглые розетки - символы солнца

Особенности Пучужской росписи северных мастеров (р.Северная Двина) Лопастка прялки делится на три части: 1. верхняя часть занята окнами и цветами, 2. в центре арка с пышными растениями и птицами, 3. ниже - сцена катания: пара или одна лошадь, запряженная в саночки с кибиткой.

РАСТИТЕЛЬНЫЙ УЗОР В ПУЧУЖСКОЙ РОСПИСИ Трилистник (состоит из трех видов листьев), имеет свой вариант более тонкую, загнутую к стеблю нижнюю часть листа и верхнюю, переходящую в круглую ягоду

СЦЕНА КАТАНИЯ (НИЖНЯЯ ЧАСТЬ ЛОПАСТКИ) Возница на прялках у Пучуги одет по- крестьянски в поддевку и вогнутую черную шляпу с полями

Пословицы и поговорки о прядении подчёркивают значимость этого ремесла: У ленивой пряхи и про себя нет рубахи. Прялка не Бог, а рубаху дает. Не напрядешь зимою, нечего будет ткать летом. Не ленись прясть, хорошо оденешься. "Сия прялица изрядна – хозяюшка обрядна."

Многие прялки в добавление к росписям содержали надписи дарственные: "Кого люблю,того дарю", советы, поучения: "Пряди, прялку береги, за отца бога моли". "Пряди, моя пряха, пряди не ленися" или тут же можно было прочесть лукавый ответ: "Я бы рада пряла, меня в гости звали".

Задание: Выполни эскиз декоративного украшения прялки. 1. Продумай форму прялки (лопасть с городками и серьгами). 2. Продумай композицию росписи. Включи в нее наиболее полюбившиеся тебе традиционные образы. 3. Центральное изображение выдели размером и сделай его упрощенным и обобщенным. 4. Используй в композиции геометрические и растительные элементы, выстраивая их в определенном ритме. 5. Для выполнения росписи достаточно будет 3 цвета, а также черной и белой красок.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ Сегодня мы ещё раз прикоснулись к наследию наших предков, познакомились с предметом, который играл очень важную роль в жизни русского человека, - прялкой. Давайте посмотрим на наши работы! Похоже, и у нас не нашлось двух одинаковых прялок. Наверное, это потому, что вы, как и наши старые мастера, постарались вложить в свою работу частичку своей души.