Вебинар «Андрагогический подход в дополнительном профессиональном образовании», 14 мая 2014 г. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ Вавилова Л.Н., к.п.н., зав.лаборатории андрагогики ГОУ «КРИРПО»
В ОУ СПО осуществляется профессиональное обучение и дополнительное профессиональное взрослых. Особенности процесса обучения взрослых Дискретный характер; Сжатые сроки; Неоднородный состав учебной группы; Прагматический подход к учебному материалу; Способность к проявлению субъектной позиции.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса обучения взрослых: учебно-программная документация; учебно-методические материалы и средства обучения; средства контроля.
Разработка учебно-программной документации для обучения взрослых осуществляется в соответствии с : ФЗ N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам (Приказ МОиН от 1 июля 2013 года N 499); Требованиями модульно-компентентностного подхода.
Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. N 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Профессиональное обучение взрослых осуществляется по следующим программам : ст.73. Организация профессионального обучения программа профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих; программа переподготовки рабочих и служащих; программа повышения квалификации рабочих и служащих. ст. 76. Дополнительное профессиональное образование дополнительные профессиональные программы повышения квалификации; дополнительные профессиональные программы профессиональной переподготовки; (для лиц, имеющих или получающих среднее профессиональное или высшее образование)
Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Статья 76. Ч.9. Содержание дополнительных профессиональных программ должно учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям; Статья 73, ч. 8. Программы профессионального обучения разрабатываются на основе установленных квалификационных требований (профессиональных стандартов)
Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Статья 76 Ч.10. Программы профессиональной переподготовки разрабатываются на основании установленных квалификационных требований, профессиональных стандартов и требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и (или) высшего образования к результатам освоения образовательных программ.
Структура дополнительной профессиональной программы включает: цель, планируемые результаты обучения, учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), организационно-педагогические условия, формы аттестации, оценочные материалы и иные компоненты. ( Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам. Приказ МОиН от 1 июля 2013 года N 499) (часть 9 статьи 2 Федерального закона N 273-ФЗ)
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам. Приказ МОиН от 1 июля 2013 года N 499 П. 14. При реализации дополнительных профессиональных программ организацией, может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании различных образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.
Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Статья 13. Ч.3 Обучение по индивидуальному учебному плану в пределах осваиваемой дополнительной профессиональной программы, осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными актами организации
Варианты индивидуальных траекторий обучения по модульной программе
Учебно-методическое обеспечение дополнительных профессиональных программ для взрослых включает: Учебные (дидактические) материалы: учебные пособия, справочники, курсы лекций; учебно- практические: практикумы, сборники задач и упражнений, рабочие тетради, опорные конспекты, эл. презентации, учебные видеофильмы, инструкционно-технологические карты и др.). Учебно-методические материалы : методические указания по выполнению практических и лабораторных работ, методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы…..). Средства для входного, промежуточного и итогового контроля
Принципы создания учебно-методических материалов для взрослых: -ориентированность на самостоятельную деятельность обучающихся; -наличие проблемно-контрольных вопросов к изучаемым темам; -ориентация на разноуровневое освоение учебного материала.
Новые средства электронного обучения Интерактивная графика, в том числе трехмерная, которую можно увеличивать, вникая в детали, рассматривать со всех сторон и т.п. Анимация, моделирующая и демонстрирующая процессы. Динамические визуальные формулы, которые могут быть логически связаны с наглядной демонстрацией процессов. Логически управляемые диаграммы и графики. Перебор возможных вариантов решений проблем с просмотром результатов (как положительных, так и отрицательных). Тестирование в различных режимах – от выбора одного или нескольких верных ответов из списка до ввода собственного словесного ответа с его последующим анализом. Переход по полезным ссылкам к дополнительной литературе.
Эффективные методы оценки результатов обучения задания, предназначенные для проверки теоретических и практических аспектов компетенций; анализ образцов деятельности; экзамен (беседа, собеседование, тестирование, интервью); демонстрация умений в процессе смоделированной или реальной трудовой операции, ситуации; индивидуальные и групповые проекты; практические задания по демонстрации умений.