Подготовила воспитатель А.М.Першикова
Одна из задач дошкольных учреждений – формирование правильной устной речи детей.
Проблемой развития речи занимались многие выдающиеся отечественные и зарубежные учёные Основоположник методики первоначального обучения детей родному языку Константин Дмитриевич Ушинский
Идеи Ушинского нашли своё отражение в работах Елизавета Николаевна Водовозова Аделаида Семёновна Симонович Елизавета Ивановна Тихеева
Учёные, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение на становление речи функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Тренировку пальцев рук уже можно начинать в возрасте 6-7 месяцев: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание и поглаживание ежедневно в течение 2-3 минут. Уже с десятимесячного возраста проводятся активные упражнения для пальцев рук. Упражнения подбираются с учётом возрастных особенностей.
Пальчиковые театры развивают сенсомоторику.
На руке малыша разместятся все герои театра, которыми он может манипулировать.
В раннем возрасте, когда малыш ещё не научился говорить, он может звукоподражать героям сказки («ква-ква», «пи-пи») или изображать мимикой и жестами («зайка прыгает»). 2-3 летние дети очень любят игру «доскажи словечко». Поиграйте в игру «найди ошибку», сознательно допустив неточность в рассказе (поменяйте последовательность героев, перепутайте их имена…) Эти игры способствуют развитию памяти, внимательности и речи малыша.
Мелкая моторика напрямую связана с речью. Развивает навыки шнурования, мелкую моторику, глазомер, усидчивость. Игра способствует развитию сенсомоторной координации, гибкости кисти и раскованности движений, активизирует развитие речи, формирует познавательный интерес, любознательность.
Эти пособия для первого знакомства с основными цветами, помогут развить и улучшить координацию движений, развивается представление о размере. Во время игры развиваются крупная моторика рук. Ловкость, стимулируются центры, отвечающие за развитие речи, развиваются зрительное и слуховое восприятие, внимательность и аккуратность, прививаются первые навыки труда.
Во время игры развиваются: -наглядно-образное мышление, - умение работать по образцу,
- зрительная память, -внимание, -логика, -словарь обогащается новыми словами и понятиями.
Для того, чтобы речевое развитие ребёнка проходило правильно, необходимо читать ему вслух. Читать надо чётко, с хорошим произношением и эмоциональной окраской. Чтение и пение колыбельных развивают: -память, -обогащают словарный запас, -развлекают, -успокаивают ребёнка.
Грамотная, чёткая чистая и ритмичная речь ребёнка - это не дар, она приобретается благодаря усилиям.