«Манипулятивное конструирование как средство развития творческих способностей детей » Васильев С.Н., педагог дополнительного образования ЦДТ «Флагман » Спиглазова Н.И., педагог - психолог «Лицей 34» Новокузнецк
Номинанты XIV-XV Национальных конкурсов «Золотая психея» Спиглазова Надежда Ивановна педагог-психолог МБОУ «Лицей 34» Васильев Сергей Николаевич педагог дополнительного образования МБОУ ДОД ЦД (ю)ТТ «Флагман», художник, Учитель - олигофренопедагог
Конструирование Один из видов творческой деятельности Обозначает построение вообще, приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов Основной особенностью детского конструирования является установление пространственного расположения элементов предмета и подчинение его определенной логике Манипулятивное конструирование – создание композиций на плоскости и в объеме из отдельных модульных элементов с помощью манипуляций (движений рук) этими элементами (шаблоны, модули) Конструктивное творчество представляет сложный комплекс умственных и практических действий
Манипулятивное конструирование из отдельных деталей
Назначение методики Методика направлена на раскрытие и развитие потенциальных возможностей и способностей (интеллектуальных, психомоторных, художественных, конструкторских), заложенных в ребенке Способствует повышению уровня основ изобразительной и конструктивной грамотности, накоплению и обогащению творческого опыта познания действительности, создания и преобразования объектов, ситуаций Обеспечивает развитие мышления, воображения, мелкой моторики рук, глазо-двигательной координации, пространственной ориентировки и комбинаторики.
Игры с формами
Манипулятивный рисовальный конструктор 1 элемент в форме круга 2 элемент в форме баклажана 3 шнурок 4 прорези Патент.РФ
Оригинальность и новизна Подтверждены патентами РФ «РИСОВАЛЬНЫЙ КОНСТРУКТОР» «СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» «СПОСОБ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ», «СПОСОБ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ» «СПОСОБ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ»
Пример использования конструктора в аппликации
Оригинальность и эффективность Оригинальность и эффективность заключается в том, что небольшое количество элементов конструктора обеспечивает создание большого количества разнообразных эстетически выразительных композиций Конструктор максимально экономичен не только в процессе изготовления, но и в эксплуатации. Он обеспечивает эффективность процесса обучения, объединяет разные, наиболее доступные виды деятельности (рисование, аппликацию, конструирование).
Разные фигурки животных Можно изобразить на бумаге или изготовить из бумаги с помощью рисовального конструктора
Сборка из заготовок
Процесс изготовления изделия Наметили персонаж (создали образ) Подобрали бумагу нужных цветов Перевели детали конструктора на цветную бумагу Вырезали из бумаги Оформили детали Сделали несколько копий с отличиями Зафиксировали положение, измененное в движении
Творческая фантазия
Категории обучающихся Дети младшего школьного возраста (6-12 лет), а также дети с ограниченными возможностями здоровья: всех образовательных учреждений; коррекционных образовательных учреждений II, VII, VIII видов; детских домов.
Способности Способность – это возможность выполнять какую- либо деятельность с определенной мерой успешности В районных, городских, областных выставках- конкурсах по изобразительному, декоративному и архитектурно- техническому творчеству 15 детей стали победителями, 27 детей - призерами; Наши успехи в 2013, 2014 годах
Творческая мастерская
Плоскостное конструирование из геометрических фигур
Объемное конструирование
Объемно-пространственное конструирование
Детское творчество Было бы чрезвычайно радостно, если бы удалось детское творчество, не ломая и не отрывая, но и не консервируя его, а постепенно усложняя, переводить в творчество взрослых, не теряя богатств, завоёванных ребёнком». В.А.Фаворский
Творчеству все возрасты покорны