ИСКУССТВО ЦВЕТА
Презентация «Искусство цвета» подготовлена по учебнику «Основы живописи» Н.М. Сокольниковой для учащихся 5-8 классов общеобразовательных школ. В ней рассматриваются основы науки о цвете. Информация полезна для учащихся в их увлечении живописью и компьютерными технологиями. Презентация «Искусство цвета» подготовлена по учебнику «Основы живописи» Н.М. Сокольниковой для учащихся 5-8 классов общеобразовательных школ. В ней рассматриваются основы науки о цвете. Информация полезна для учащихся в их увлечении живописью и компьютерными технологиями.
Цвета есть раздражающие и успокаивающие, кричащие и спорящие друг с другом и живущие ласково один возле другого. В их борьбе или согласии и есть воздействие цвета на человека через чувство зрения К. Петров-Водкин
Наука о цвете возникла очень давно. Еще в IV веке до н.э. В Древней Греции ученый Аристотель пытался объяснить происхождение цвета и разные цветовые явления. Величайший итальянский художник эпохи возрождения Леонардо да Винчи в своем «трактате о живописи» дает такие сведения о цвете, которые имеют большое практическое значение и для художников нашего времени.
Искусство цвета Восприятие цвета Восприятие цвета Восприятие цвета Восприятие цвета О природе цвета О природе цвета О природе цвета О природе цвета Практические задания Практические задания Практические задания Практические задания
Восприятие цвета Любой предмет имеет свой цвет. Некоторые объекты мы узнаем только благодаря цвету. Мы можем превратить их в оранжевый апельсин, красный помидор или зеленое яблоко, окрасив в соответствующие цвета Любой предмет имеет свой цвет. Некоторые объекты мы узнаем только благодаря цвету. Мы можем превратить их в оранжевый апельсин, красный помидор или зеленое яблоко, окрасив в соответствующие цвета
Даже воздух по-разному окрашивает дали лесов и гор, помогает нам ориентироваться в пространстве В различное время дня в зависимости от цвета и освещения изменяются оттенки неба, земли и воды
В сумерки наиболее ярким кажется зеленый цвет. С наступлением темноты красно-фиолетовые цвета темнеют, а зелено-голубые цвета светлеют В сумерки наиболее ярким кажется зеленый цвет. С наступлением темноты красно-фиолетовые цвета темнеют, а зелено-голубые цвета светлеют. Цвет – это один из признаков видимых нами предметов, осознанное зрительное ощущение
Времена года Каждому времени года соответствует определенная палитра сочетающихся друг с другом красок.Каждому времени года соответствует определенная палитра сочетающихся друг с другом красок. Вы можете остановить свой выбор на нежных весенних и сочных летних, ярких осенних и приглушенных зимних тонах Вы можете остановить свой выбор на нежных весенних и сочных летних, ярких осенних и приглушенных зимних тонах
Весна Весной природа одевается в нежные и не слишком яркие наряды. Поэтому и весенняя палитра состоит из мягких пастельных тонов: кремового, розового, абрикосового, голубого, светло-желтого и охристого. Ну, а для контраста-цвет молодой зелени, маково- красный и приглушенно- коричневый.Весной природа одевается в нежные и не слишком яркие наряды. Поэтому и весенняя палитра состоит из мягких пастельных тонов: кремового, розового, абрикосового, голубого, светло-желтого и охристого. Ну, а для контраста-цвет молодой зелени, маково- красный и приглушенно- коричневый.
Осень Осеннюю палитру составляют краски с теплым основным тоном, словно излучающие свет. Очень эффектно выглядят композиции, построенные на контрастах синего и оранжевого, желтого и фиолетового, красного и желтого, темные красно-коричневый, бордовый фиолетовый цвета ярче и заметнее в сочетании со светлыми и охристыми тонами. Основную цветовую гамму может дополнить зеленый цвет хвои.Осеннюю палитру составляют краски с теплым основным тоном, словно излучающие свет. Очень эффектно выглядят композиции, построенные на контрастах синего и оранжевого, желтого и фиолетового, красного и желтого, темные красно-коричневый, бордовый фиолетовый цвета ярче и заметнее в сочетании со светлыми и охристыми тонами. Основную цветовую гамму может дополнить зеленый цвет хвои.
Лето Краски лета сочные, яркие и радостные. Палитру составляют травянисто-зеленый, алый, малиновый, синий, темно-желтый и оранжевый цвета. К каждому локальному цвету подбирается богатая гамма разнообразных сложных оттенков Краски лета сочные, яркие и радостные. Палитру составляют травянисто-зеленый, алый, малиновый, синий, темно-желтый и оранжевый цвета. К каждому локальному цвету подбирается богатая гамма разнообразных сложных оттенков
Зима Для зимней палитры характерны оттенки голубого, фиолетового, сияющие синеватые тона льда, контрасты белого и черного цветов. Композиции чаще всего ясные, четкие, лаконичные. Романтический образ зимы помогут создать нежные цвета, удачно сочетающиеся с нейтральными серыми оттенками Для зимней палитры характерны оттенки голубого, фиолетового, сияющие синеватые тона льда, контрасты белого и черного цветов. Композиции чаще всего ясные, четкие, лаконичные. Романтический образ зимы помогут создать нежные цвета, удачно сочетающиеся с нейтральными серыми оттенками
И. Гете любил рассматривать один и тот же пейзаж через стекла зеленого желтого, красного и других цветов и наблюдать, как при этом изменяются восприятие и эмоциональное состояние человека
В изобразительной деятельности принято считать, что богатый ассоциациями красный цвет – возбуждающий, согревающий, оживляющий, активный, энергичный; желтый цвет – теплый, бодрящий, веселый, привлекательный; оранжевый цвет – веселый, радостный, пламенный, добрый. Богат ассоциациями и зеленый цвет, он создает спокойное, приятное и мирное настроение. А вот синий цвет характеризуют как серьезный, печальный, тоскливый, сентиментальный, спокойный. Фиолетовый цвет соединяет эмоциональное воздействие красного и синего цветов – он является одновременно и притягивающим и отталкивающим, полным жизни и вместе с тем вызывающим тоску и грусть
О природе цвета Что такое цвет, какова его природа? Почему одни предметы зеленые, другие красные, а третьи синие?Что такое цвет, какова его природа? Почему одни предметы зеленые, другие красные, а третьи синие? Оказывается, всему причиной является солнце, вернее, его световые лучи, которые озаряют все на своем пути Оказывается, всему причиной является солнце, вернее, его световые лучи, которые озаряют все на своем пути Солнечные лучи обладают удивительными свойствами Солнечные лучи обладают удивительными свойствами В солнечном свете содержатся все цветовые волны. При смешении их получается впечатление белого цвета, а при разложении луча мы видим все цвета радугиВ солнечном свете содержатся все цветовые волны. При смешении их получается впечатление белого цвета, а при разложении луча мы видим все цвета радуги
Ахроматические и хроматические цвета Обычно все зрительные ощущения цвета разделяются на две группы.Обычно все зрительные ощущения цвета разделяются на две группы. Одну группу составляют ахроматические цвета: черный, белый и все серые(от самого темного до самого светлого, без всяких примесей). Это так называемые нейтральные цвета.Одну группу составляют ахроматические цвета: черный, белый и все серые(от самого темного до самого светлого, без всяких примесей). Это так называемые нейтральные цвета. К другой группе относятся хроматические цвета – все цвета, кроме черного, белого и серых, то есть красный, желтый, синий, зеленый, розовый, голубой и т.п.К другой группе относятся хроматические цвета – все цвета, кроме черного, белого и серых, то есть красный, желтый, синий, зеленый, розовый, голубой и т.п.
Цветовой спектр Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый цвета составляют спектр.Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый цвета составляют спектр. Цвета спектра всегда располагаются в такой последовательности Цвета спектра всегда располагаются в такой последовательности Крайние цвета цветового спектра – красный и фиолетовый – более похожи один на другой, чем крайние со средними, например красный и зеленый.Крайние цвета цветового спектра – красный и фиолетовый – более похожи один на другой, чем крайние со средними, например красный и зеленый. Это позволило расположить спектральные цвета по кругу.Это позволило расположить спектральные цвета по кругу.
Цветовой круг Цветовой круг содержит оттенки всех цветов. Понятно, что между красным и оранжевым будет – красно-оранжевый, между желтым и оранжевым – желто- оранжевый и так далее между каждой парой цветов.Цветовой круг содержит оттенки всех цветов. Понятно, что между красным и оранжевым будет – красно-оранжевый, между желтым и оранжевым – желто- оранжевый и так далее между каждой парой цветов.
Теплая цветовая гамма Теплые цвета - красные, желтые, оранжевые и все цвета, в которых имеется хотя бы частичка этих цветов.Теплые цвета - красные, желтые, оранжевые и все цвета, в которых имеется хотя бы частичка этих цветов. Теплые цвета напоминают цвет солнца, огня, того, что в природе действительно дает тепло.Теплые цвета напоминают цвет солнца, огня, того, что в природе действительно дает тепло.
Холодная цветовая гамма Холодные цвета - синие, голубые, зеленые, сине- фиолетовые, сине-зеленые и цвета, которые можно получить от смешения с этими цветами.Холодные цвета - синие, голубые, зеленые, сине- фиолетовые, сине-зеленые и цвета, которые можно получить от смешения с этими цветами. Холодные цвета ассоциируются в нашем представлении с чем-то действительно холодным – льдом, снегом, водой, лунным светом и т.п.Холодные цвета ассоциируются в нашем представлении с чем-то действительно холодным – льдом, снегом, водой, лунным светом и т.п.
Пространственные свойства цвета Сочетания различных цветов создают ощущение, что одни фигуры расположены ближе, а другие – дальше.Сочетания различных цветов создают ощущение, что одни фигуры расположены ближе, а другие – дальше. К цветам, кажущимся ближе своего фактического расположения относятся главным образом теплые цвета.К цветам, кажущимся ближе своего фактического расположения относятся главным образом теплые цвета. А к отступающим, кажущимся дальше своего фактического расположения на плоскости – холодные цвета.А к отступающим, кажущимся дальше своего фактического расположения на плоскости – холодные цвета. Художники используют это явление и создают впечатление глубины на плоскости с помощью цвета Художники используют это явление и создают впечатление глубины на плоскости с помощью цвета
Основные, составные и дополнительные цвета Основные цвета – красный, желтый и синий. Их невозможно получить при смешивании каких-либо красок. Расположены в центре цветового круга и образуют треугольник Основные цвета – красный, желтый и синий. Их невозможно получить при смешивании каких-либо красок. Расположены в центре цветового круга и образуют треугольник Составные цвета – оранжевый, зеленый, фиолетовый. Их можно получить смешиванием основных основных цветов. Находятся в треугольниках, но дальше от центра.Составные цвета – оранжевый, зеленый, фиолетовый. Их можно получить смешиванием основных основных цветов. Находятся в треугольниках, но дальше от центра. Дополнительные цвета – пары цветов на концах диаметра в цветовом круге. Сочетание дополнительных цветов дает ощущение особой яркости цвета.Дополнительные цвета – пары цветов на концах диаметра в цветовом круге. Сочетание дополнительных цветов дает ощущение особой яркости цвета.
Основные характеристики цвета Цветовой тон – ассоциируется с окраской хорошо знакомых предметов.Определяется названием цвета, зависит от его места в спектре.Цветовой тон – ассоциируется с окраской хорошо знакомых предметов.Определяется названием цвета, зависит от его места в спектре. Насыщенность – представляет собой отличие хроматического цвета от равного с ним по светлоте серого цвета Насыщенность – представляет собой отличие хроматического цвета от равного с ним по светлоте серого цвета Светлота – качество, присущее всем цветам. Светлотные отношения называют тональными (темнее, светлее)Светлота – качество, присущее всем цветам. Светлотные отношения называют тональными (темнее, светлее)
Практические задания Натюрморт с чайной посудой Натюрморт с чайной посудой Натюрморт с чайной посудой Натюрморт с чайной посудой Пейзаж «Весеннее утро» Пейзаж «Весеннее утро» Пейзаж «Весеннее утро» Пейзаж «Весеннее утро» Пейзаж «Перед грозой» Пейзаж «Перед грозой» Пейзаж «Перед грозой» Пейзаж «Перед грозой» Пейзаж «Краски осени» Пейзаж «Краски осени» Пейзаж «Краски осени» Пейзаж «Краски осени» Портрет девочки Портрет девочки Портрет девочки Портрет девочки
Натюрморт с чайной посудой Этап 1Этап 1 Выполнение рисунка тонкими линиями: прорисовывают невидимые части предметов, намечают границы света и тени.
Натюрморт с чайной посудой Этап 2Этап 2 Сначала наносят основной цвет чайной посуды и драпировок, соблюдая тональные изменения цвета на свету и в тени.
Натюрморт с чайной посудой Этап 3Этап 3 Завершение работы. Методом лессировки добиваются впечатления материальности керамики и драпировок. Для бликов на посуде используется белая бумага. Прорисовывают детали, обобщают цветовое решение натюрморта для достижения цельности.
Пейзаж «Весеннее утро» Пейзаж «Весеннее утро» Этап 1Этап 1 Выполнение рисунка карандашом: основных элементов пейзажа, их композиционное размещение на листе.
Пейзаж «Весеннее утро» Этап 2Этап 2 Прокладка основного цвета неба, крон деревьев, земли по предварительно смоченному водой рисунку. Использование приема «вливание цвета в цвет»
Пейзаж «Весеннее утро» Этап 3Этап 3 Обобщение и завершение работы. Детали можно дорисовать по сухому слою краски.
Пейзаж «Перед грозой» Этап 1Этап 1 Выполнение подробного рисунка карандашом тонкими линиями.
Пейзаж «Перед грозой» Этап 2Этап 2 Прокладкой основного тона неба, леса, земли и воды. Краски подбираются на палитре путем смешения цветов.
Пейзаж «Перед грозой» Этап 3Этап 3 Завершение работы. Использование разнообразных приемов акварельной живописи позволяет передавать легкость и пушистость облаков, брызги волн, сильный прорыв ветра в ветках деревьев, плотность и материальность строений. Для этого приходиться усилить освещенность и цвет каких-то частей, а другие приглушить, ослабить контрасты, убрать тень, сблизить их цвет с фоном. Следует позаботиться о красоте целого.
Портрет девочки Этап 1Этап 1 Выполнение рисунка кистью. Намечается общая форма головы и её положение в пространстве.
Портрет девочки Этап 2Этап 2 Прокладка основного цвета лица, волос, фона, соблюдение верных тональных и цветовых отношений.
Портрет девочки Этап 3Этап 3 Прорисовка деталей, обобщение работы, достижение портретного сходства, образная характеристика девочки.
Пейзаж «Краски осени» Этап 1.Этап 1. Выполнение рисунка композиции пейзажа. Рисунок кистью выполняется легко и свободно, как правило, используется краска теплого и холодного цвета в зависимости от колорита картины
Пейзаж «Краски осени» Этап 2Этап 2 Прокладка основного цвета неба, крон деревьев, воды. Следите за передачей верных тональных цветовых отношений
Пейзаж «Краски осени» Этап 3Этап 3 Прорисовка деталей, обобщение и завершение работы. Достижение колористического единства пейзажа
Спасибо за внимание