15 января 2014 года исполняется 135 лет со дня рождения Павла Петровича Бажова
ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ БАЖОВ ( )
Павел Петрович Бажов родился 27 января 1879 года на Урале вблизи Екатеринбурга в семье потомственного горнозаводского мастера сысертского завода Петра Васильевича и Августы Стефановны Бажевых (так тогда писалась эта фамилия). Фамилия Бажов происходит от местного слова «бажить» – то есть ворожить, предвещать. У Бажова и прозвище мальчишечье уличное было – Колдунков. Детство и отрочество Павла Петровича Бажова прошли в городке Сысерти и на Полевском заводе, входившем в Сысертский горный округ. Будущий писатель формировался в среде уральских горнорабочих. С детства нравились ему люди, легенды, сказки и песни родного Урала.
В печатления детства оказались для Бажова самыми важными и яркими.Он любил слушать старых бывалых людей, знатоков прошлого. Хорошими рассказчиками были сысертские старики Алексей Ефимович Клюква и Иван Петрович Короб. Но лучшим из всех, кого довелось узнать Бажову, оказался старый полевской горняк Василий Алексеевич Хмелинин. Он работал сторожем дровяных складов при заводе, и у его сторожки на Думной горе собирались ребятишки послушать интересные истории.
Семья часто переезжала с завода на завод, что позволило будущему писателю хорошо узнать жизнь обширного горного округа и отразилось в творчестве. Про свое детство Павел Петрович написал книгу "Зеленая кобылка". По этой книге снят и фильм "Тайна Зеленого бора". Бажов учился в мужской земской трехлетней школе, в которой был талантливый учитель словесности, сумевший увлечь ребят литературой. Так, 9-летний мальчик однажды наизусть прочел весь школьный сборник стихотворений Н.А. Некрасова, выученный им по собственному почину
Все советовали учить сына дальше. Остановились на Екатеринбургском духовном училище. Прекрасно сдав вступительные экзамены, Бажов был зачислен. По окончании училища в 14 лет Павел поступил в Пермскую духовную семинарию, в которой обучался 6 лет. Это было время его знакомства с классической и современной литературой. В 1899 году Бажов окончил Пермскую семинарию – третьим по сумме баллов.
Настало время выбора пути в жизни. Бажов решил учительствовать в начальной школе в районе, населенном старообрядцами. Свой трудовой путь он начал в глухой уральской деревне Шайдуриха, возле Невьянска, а затем в Екатеринбурге и Камышлове. Он преподавал русский язык, много ездил по Уралу, интересовался фольклором, краеведением, этнографией, занимался журналистикой
Бажов – учитель уральской Сельской школы
В течение пятнадцати лет, каждый год во время школьных каникул, Бажов пешком странствовал по родному краю, везде приглядывался к окружающей жизни, беседовал с рабочими, записывал их меткие слова, разговоры, рассказы, собирал фольклор, изучал труд гранильщиков, камнерезов, сталеваров, литейщиков, оружейников и многих других уральских мастеров, беседовал с ними о тайнах их ремесла и вел обширные записи. Богатый запас жизненных впечатлений, образцов народной речи очень помог ему в дальнейшем в работе журналиста, а потом и в писательском труде. Свою «кладовую» он пополнял всю жизнь.
В жил в Свердловске и работал в редакции «Крестьянской газеты». В это время им было написано свыше сорока сказов на темы уральского заводского фольклора. С 1930 г. - в Свердловском книжном издательстве. В 1939 выходит самое знаменитое произведение Бажова - сборник сказок «Малахитовая шкатулка», за которую писатель получает Государственную премию. В дальнейшем Бажов пополнял эту книгу новыми сказами. Камень малахит дал название книге потому, что в этом камне, по словам Бажова, «радость земли собрана».
Бажов за работой
«СКАЗ» –это прежде всего устное слово, устная форма речи, перенесенная в книгу Сказы, записанные и обработанные Бажовым фольклорные. Многие из них - старинные устные предания уральских мастеров. Дед Слышко рассказчик в «Малахитовой шкатулке» имел живых прототипов - рассказчиков,от них Бажов еще мальчишкой впервые услышал интересную историю о тайнах Медной горы. Василий Хмелин – один из лучших. Он в то время работал сторожем дровяных складов при Полевском заводе, и у его сторожки собирались ребятишки послушать интересные истории о сказочном змее Полозе и его дочерях Змеевках, о Хозяйке Медной горы, о бабке Синюшке.
Надолго запомнил Паша Бажов рассказы этого старика. Главная тема бажовских сказов простой человек и его труд, талант и мастерство. Связь с природой, с тайными основами жизни осуществляется через могущественных представителей волшебного горного мира. Фантастические персонажи сказов олицетворяют стихийные силы природы, которая доверяет свои тайны только отважным, трудолюбивым и чистым душою. Бажов сумел придать фантастическим персонажам (Хозяйка Медной Горы, Великий Полоз, Огневушка-Поскакушка) необыкновенную поэтичность и наделил их тонкой сложной психологией.
Сказы Бажова пример мастерского использования народного языка. Он бережно и в то же время творчески относился к выразительным возможностям народной уральской речи.
Урал
Урал – «редчайшее место и по мастерам и по красоте». Невозможно познать красоту Урала, если не побывать на удивительных, чарующих тишиной и покоем уральских прудах и озерах, в сосновых борах, на легендарных горах. Здесь, на Урале, веками жили и трудились талантливые мастера, только здесь мог изваять свой каменный цветок Данила-мастер, и где-то здесь уральские мастера видели Хозяйку Медной горы.
Творчество П.П.Бажова прочно связано с жизнью горнозаводского Урала - этой колыбели русской металлургии. Дед и прадед писателя были рабочими и всю жизнь провели у медеплавильных печей на уральских заводах.
Все сказочные образы в сказах охраняют природные богатства Урала.
Медной горы Хозяйка
Хозяйка Медной горы хранительница драгоценных пород и камней, иногда предстает перед людьми в виде прекрасной женщины, а порой в виде ящерицы в короне. Происхождение своё ведёт, скорее всего, от «духа местности». Существует также гипотеза, что это преломленный народным сознанием образ богини Венеры, знаком которой на протяжении нескольких десятков лет в XVIII веке клеймилась полевская медь.
Великий Полоз
Великий Полоз ответственен за золото. Его фигура создавалась Бажовым на основе собирательного образа змея в уральских легендах и приметах горщиков и рудознатцев. Средневековый мифологический змей.
Бабка Синюшка персонаж, родственный Бабе-Яге.
Огневушка - Поскакушка - танцующая над месторождением золота (связь между огнём и золотом).
«Златовласка»
«Серебряное копытце»
«Голубая змейка»
«Малахитовая шкатулка» сборник сказов
Малахит – поделочный камень
Изделия из малахита
Малахитовая комната
Самые известные сказы
«Серебряное копытце»
Как звали девочку-сироту, которую приютил Кокованя? Марьюшка Даренка Катенька
На какой ноге у козла серебряное копытце ? Правой передней Левой передней Задней левой
Какие камни высекал козлик? Изумруды Алмазы Хризолиты
«Синюшкин колодец»
Какое богатство оставила Илье бабка Лукерья? Пять камушков Четыре ложки Три перышка
Кто хотел помешать Илье добыть золото Синюшки? Ванька Двуглазко Кузька Двоерылко Коська Двоеножка
Что спрашивала Синюшка при встрече с Ильей? Без ковша пришел Без дубинки пришел Без лопаты пришел
«Малахитовая Шкатулка»
Сама черненькая, а глаза зелененькие. Кто она? Д аренка Т анюшка М арьюшка
Чему научила странница Танюшку? В арить кашу Ш ить шелком П лести кружева
Кого прозывали «зайцем»? Заводчика Барина Надсмотрщика
«Голубая Змейка»
Как звали одного из героев? Красная Лейка Лейка Шапочка Красная Шапочка
Какое прозвище дали Марьюшке подружки? Голубкова дочь Голубкова невеста Голубкова теща
Какая хитрость в золоте Голубой змейки? Бери, сколько хочешь Бери, сколько можешь унести Бери, сколько не можешь
«Каменный цветок»
Кто был мастером у Данилы? С еменыч П рокопьич Ф едотыч
На какой цветок похожа чаша ? Р оза К увшинка Д урман
Как наградила Хозяйка Данилу? З наниями К амнями О ставила ни с чем
«Огневушка-Поскакушка»
Как Бажов изображает Огневушку- Поскакушку? Девочка махонькая Бабушка старенька Дамочка вредненькая
Кто помешал Огневушке- Поскакушке показать Федюньке золотое место ? Ворон Филин Ящерка
Как Бажов изображает Огневушку- Поскакушку? Девочка махонькая Бабушка старенька Дамочка вредненькая
Что осталось у Федюньке от Поскакушкинского лета? Грабли Топор Лопа та