ЛЕКЦИЯ 1. КУРС: Проектирование систем: Структурный подход Каф. Коммуникационные сети и системы, Факультет радиотехники и кибернетики Московский физико-технический институт (университет) / Марк Ш. ЛЕВИН Институт проблем передачи информации, РАН Сент. 3, 2004 ПЛАН: 1.Профиль специалиста 2.О курсе 3. Иллюстративный пример системы и жизненного цикла 4.Роль математики (модели, алгоритмы) 5.Жизненный цикл и логистическая кривая 6.Инженерный опыт в России 7.Уровни системной сложности 8.Простые примеры систем 9.Системы мониторинга
1.Профиль специалиста СТРУКТУРА: A. Базовые научные дисциплины 1.Математика 2.Физика, физико-химические процессы и др. B.Специальные инженерные дисциплины 1.Радиотехника и др. C. Информационная технология D.Управление / экономика E. Системное мышление F. Творческие способности G. Опыт в прикладных областях
2.О курсе A.Системы, много-дисциплинарные системы (самолеты, станки, радары, бригады, планы, производственные системы и др.) B.Жизненный цикл (технология жизненного цикла) C.Схемы проектирования, поддержка жизненного цикла D.Структура курса: (1)лекции (схемы, модели / методы, технологические проблемы, прикладные примеры) (2)упражнения (простые предварительные самостоятельные работы) (3)проекты (реалистичные прикладные системы) E.Близкие курсы : *системный инжениринг (system engineering ) *системное проектирование *управление технологиями (technology management) *многокритериальное принятие решений (multicriteria decision making ) *комбинаторная оптимизация *инженерия знаний *приложения (техника, управление, информационная технология)
3.Иллюстративный пример жизненного цикла A.Жизненный цикл: *предварительное исследование *проектирование *производство *тестирование *исследование рынка и реализация рыночных стратегий *использование и техобслуживание *утилизация B.Система (самолет): *корпус *двигатель *электроника (управление, коммуникации и др.) *среда для человека (пилот, пассажиры) Дополнительные подсистемы поддержки: *техобслуживание *обучение и тренировка персонала *утилизация подсистем *др.
4.Роль математики A.Модели *структурные модели (графы, сети) *оптимизационные модели *модели многокритериального принятия решений *дифференциальные уравнения (динамика) *теория игр *модели неопределенности (вероятность, размытые множества и др.) B.Алгоритмы C.Схемы решения Реальное Новое Приложение => Новые или модифицированные модели / алгоритмы
5.Жизненный цикл и логистическая кривая Проект. t ПроизводствоТестиров.Маркетинг Использов. & Техобслуж. Утилизац. 0 T T: примерно 12 лет (корабли, самолеты, ядерные технологии и др.) ТЕНДЕНЦИИ: сокращение T (2 года, 6 месяцев) t Проек.Произ.Тест.РынокИспол..Утилизю T 0 Проек.Произ.Тест.Рынок.Испол..Утилиз. T РЕЗУЛЬТАТ: потребность в специалистах в системном проектировании & специалистах в жизненном цикле Эффективность Ресурс(ы) Начало Рост Насыщение Спад
6.Инженерный опыт в России Сложные системы: 1.Самолеты 2.Космические системы 3.Коммуникационные системы 4.Ядерные технологии 5.Оборонные системы (радары и др.) 6.Т.Д. Факторы : 1.Творческие люди 2.Образовательная система 3.Инженерные традиции (в проектировании сложных систем) 4.Сложные проблемы (огромная территория, различные среды и др.)
7.Уровни сложности систем (A.Shenhar) Уровень 1. Arrays (сеть систем, например, сеть радарных оборонных систем) Уровень 2. Система (много функций; радар, оборонная система) Уровень 3. Assembly (составная система) (1 функция: TV) Уровень 4. Компонент 8.Простые примеры систем ГРУППА Начальник a 1 Техник a 4 Ученый a 2 Инженер a 3 Дружба Управление Общий опыт a2a2 a3a3 a4a4 a1a1 DSS ДАННЫЕ Модели/ алгоритмы РешениеАнализПланиров. Библиотека примеров Helper Пользовательский интерфейс
9.Системы мониторинга R Управление Интеграция (fusion), анализ ДАТЧИКИ ИСПОЛЬНИТЕЛЬНЫЕ УСТРОЙСТВА