Воспитатель Татьяна Николаевна Илистратова
Потребность в красоте и доброте у ребенка отмечается с первых дней его жизни. Едва освоив элементарные движения, малыш тянет руки к красивой, яркой игрушке и замирает, услышав звуки музыки. Немного повзрослев, рассматривает иллюстрации в книжке, приговаривая: «Красивая», и сам пытается на бумаге карандашом создавать только ему понятную красоту.
В старшем дошкольном возрасте он уже избирателен в выборе красивого, имеет на этот счет собственные суждения и сам, исходя из своих возможностей, «творит» красивое, чтобы увидеть, восхитить, поразить нас, взрослых, умением видеть окружающий мир. Откуда у ребенка такое видение окружающего мира? Ответом могут быть слова народного поэта Литвы Э. Межелайтиса: «Подлинную красот воспринимает только чиста, прекрасная душа. Душа ребенка… Прекрасное не терпит лжи. Если душа осквернена ложью, глаза не видят прекрасного. Ложь уничтожает красоту, а красота – ложь».
Если спросить взрослого человека, что ему запомнилось из детства, он обязательно назовет: красивый летний луг, цветущий весенний сад, молодую красивую маму и добрую бабушку… Как важно, чтобы детское восприятие всего прекрасного сохранилось на всю жизнь. Ребенка надо учить видеть прекрасное вокруг себя – в природе, в жизни и деятельности человека, в отношениях между людьми, их поступках, взглядах,
Неизменным средством формирования духовного мира детей является искусство: литература, музыка, живопись, скульптура, народное творчество. Искусство говорит образным языком, оно наглядно, что близко ребенку дошкольного возраста. А.А. Блок говорил: «Живопись учит смотреть и видеть. Благодаря этому живопись сохраняет живым и нетронутым то чувство, которым отличаются дети».
Живое наблюдение природы подготавливает восприятие ее в стихах. Рассматривание репродукции картин, иллюстраций о природе конкретизирует это восприятие, делает его более осмысленным. Знакомясь с живописью и поэтическим произведением, ребенок реально представляет различные способы передачи выразительности образов и стремиться воспроизвести это в своих рисунках.
Организуя с детьми шестого года жизни восприятие двух разных картин или иллюстраций к одному поэтическому произведению, воспитатель развивает у них умение сравнивать художественные произведения между собой и сопоставлять их с уже имеющимися у детей или заложенными в поэтических строках представление о каком-либо природном явлении, видеть неповторимый колорит живописных пейзажей и те средства выразительности, которые использует художник и поэт. Знакомство старших дошкольников с пейзажами по возможности следует проводить в художественной галерее, в музее. Эти экскурсии впечатляют, повышают активность, заинтересованнос ть.
При организации работы по развитию эстетического восприятия детей педагог должен учитывать, что не каждое художественное произведение может быть использовано в этих целях. Какие же требования предъявляются к отбору поэтических пейзажных произведений для дошкольников? Прежде всего, они должны отличаться высокой художественностью и достоверностью.
Стихи следует подбирать доступные и понятные детям по тематике, содержанию, языку. Кроме того информация заложенная в поэтических строчках, должна формировать в сознании маленького человека яркие, зримые, конкретные образы, т.е. неизменным условием отбора произведений является изобразительность и выразительность художественного образа, поскольку в основе рисования лежит не только отображение образов и ситуаций, но и выражение чувств дошкольника.
Изобразительность как черта художественного образа помогает реально представить цвет, форму. Пропорции, состояние, расположение предмета в пространстве, т.е. внешние признаки объектов и явлений действительности. Используя слово как средство изображения, детские поэты стремятся к особой точности определений, добиваются, чтобы каждое слово имело совершенно конкретное значение, - только тогда оно вызовет определенные зримые представления.
Зримость, конкретная образность достигается меткостью описания различных внешних признаков образа, обобщением наиболее характерных из них, которые может заменить ребенок, наличием в произведении таких художественных средств, как эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворение, повторы. Лаконичностью, четкостью зарисовки образов, отражением самых существенных признаков предметов и изобразительность поэтического произведения. Выразительность наделяет художественное слово способностью вызывать эмоции, чувства у слушателя, подчеркивать главное, индивидуальное в образе, обобщать существенные признаки. Она заостряет впечатления и воображение, усиливает мыслительную деятельность ребенка.
Изобразительность и выразительность в поэзии тесно связаны между собой. Рассмотрим конкретно ту роль, которая отводится художественным средствам при передачи поэтического образа природы. В пейзажной лирике дошкольник воспринимает, прежде всего ритм, проявляет особую четкость к нему, «законы ритма он постигает легче и быстрее, чем мир форм и цветов». Ритм стиха создает определенное настроение у ребенка, развивает способность осмысленно запоминать стихотворные строки, слышать динамичность и звучание поэзии.
Природа раскрывается в поэзии в цветовой, композиционной, колористической характеристике образов. Различные краски становятся более понятными детям благодаря тому, что поэт очень тонко и выразительно выделяет их в произведении с помощью эпитетов – прилагательных, прямо или косвенно указывающих на цвет предмета.
Например, в стихотворении А. Толстого «Осень» описываются листья « пожелтелые», кисти «ярко- красные», непосредственно диктуется, какую краску нужно взять для изображения того или иного объекта.
Эпитеты определяют различные тона, оттенки цвета. Например, ребятам понятно, что «темный лес» нужно изображать насыщенной краской, а «прозрачные леса» требуют изображения более светлыми тонами.
Художественные средства помогают также передать определенный колорит пейзажа. Например, в стихотворении И. Сурикова « Первый снег» зимний колорит создается такими строками- «Белый снег пушистый в воздухе кружится и на землю тихо падает, ложится». Острота зрения автора, умение выделить точно и выразительно основное помогает ребенку представить конкретную картину природы и найти ее изобразительное решение
Выразительные средства языка повышают эмоциональное настроение маленького художника и помогают выразить общее настроение стихотворения для передачи его в рисунке. Например, в стихотворении Г. Новицкой «Ромашки» выражение «ромашки… улыбаются» вызывает желание создать веселый рисунок.
Поэтические произведения о природе являются наиболее эффективным и специфичным средством развития творческого подхода ребенка к изображению окружающего мира. Такое свойство поэзии, как изобразительность, обогащает и разнообразит содержание детских рисунков, способствует внесению в них моментов, которые при обычном наблюдении не всегда замечаются детьми. Поэтическая характеристика цвета, формы предметов, композиции, индивидуальных особенностей образов, действий способствует отражению этих качеств и в детских пейзажных рисунках.
Дети могут создавать творческие рисунки на основе наблюдений природных явлений. Но если проводить с ними целенаправленную работу по развитию воображения и знакомить их при этом с поэзией, то образы природы обязательно будут присутствовать в любом детском рисунке, обогащая и дополняя его характерными деталями.
Выразительность пейзажного рисунка имеет определенные особенности, которые связаны с развитием у детей чувств, вызванных поэзией. В начале, они слитные, нерасчлененные, и рисунки передают лишь общее впечатление от стихотворения. Под влиянием систематического обучения чувства детей усложняются: они начинают распознавать эстетические качества самого художественного образа, проникаться настроением произведения.
В результате этого в рисунках старшие дошкольники осознано пытаются передать эстетические качества (красоту цветосочетания, ритм, необычность формы), используя доступные изобразительные средства для передачи настроения. Детские пейзажи всегда выразительны. Умело руководя процессом развития детского художественного творчества, учитывая возможности и интересы каждого ребенка, обогащая его умственную и духовно- эмоциональную сферу, педагог может добиться высоких результатов, в развитии поэтического образа природы в рисунках.