Презентация Михайловой Ксении 10 « Б »
Модерн - c тиль в европейском и американском искусстве на рубеже XIX-XX веков. Его отличительными особенностями является отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, « природных » линий, интерес к новым технологиям ( например в архитектуре ), расцвет прикладного искусства. « Саграда Фамилия ». Антонио Гауди. Густав Климт.
В других странах называется также : « тиффани » в США, « ар - нуво » во Франции, « югендстиль » ( точнее, « югендштиль ) в Германии, « стиль Сецессион » в Австрии, « модерн стайл » в Англии, « стиль либерти » в Италии, « модернизмо » в Испании, «Nieuwe Kunst» в Нидерландах, « еловый стиль » (style sapin) в Швейцарии. « Меланхолия ». Жорж де Фор. Хил - хаус. Чарльз Ренни Макинтощ
Заметное влияние на стиль модерна оказало искусство Японии, ставшее более доступным на Западе с началом эпохи Мэйдзи. Художники модерна также черпали вдохновение из искусства Древнего Египта и других древних цивилизаций. Часто художники модерна брали за основу своих рисунков орнаменты из растительного мира. « Визитной карточкой » этого стиля стала вышивка Германа Обриста « Удар бича ». Модерн стремился стать единым синтетическим стилем, в котором все элементы из окружения человека были выполненные в одном ключе. Вследствие этого в этот период возрос интерес к прикладным искусствам : дизайну интерьеров, керамике, книжной графике. « Удар Бича ». Герман Обрсит
Ведущую роль представители модерна отдавали архитектуре как основе искомого ими синтеза искусств. Принципиально новым в архитектуре модерна был отказ от ордерной или эклектически заимствованной из других стилей системы украшения фасада и интерьера. Фасады зданий модерна обладают в большинстве случаев динамичностью и текучестью форм, порой приближающихся к скульптурным или напоминающих органические природные явления
Одним из первых архитекторов, работавших в стиле модерн, был бельгиец Виктор Орта ( ). В своих проектах он активно использовал новые материалы, в первую очередь, металл и стекло. Несущим конструкциям, выполненным из железа, он придавал необычные формы, напоминающие какие - то фантастические растения. Лестничные перила, светильники, свисающие с потолка, даже дверные ручки все тщательно проектировалось в едином стиле
Отель Соловьев Отель Ван Этвельде
Во Франции идеи модерна развивал Эктор Гимар, создавший, в том числе, входные павильоны парижского метро. Станции парижского метрополитена
Ещё дальше от классических представлений об архитектуре ушёл Антони Гауди. Здания, сооружённые им, настолько органически вписываются в окружающий пейзаж, что кажутся делом рук природы, а не человека. Парк Гуэль
Дом Бальо Эль Каприччо
В России ведущими архитекторами модерна были Ф. Шехтель, Л. Кекушев, работавшие в Москве и создавшие великолепные особняки. Самыми интересными образцами московского модерна, безусловно, считаются особняк Рябушинского и особняк Дерожинской, построенные Ф. Шехтелем. Особняк Дерожинской Входная дверь в прихожей особняка Дерожинской
Л. Н. Кекушев первый по времени и один из крупнейших мастеров стиля модерн в Москве. Практиковал ранний, франко - бельгийский вариант модерна. Профессиональный почерк высочайшее качество проработки интерьеров, подпись в виде статуи или барельеф a льва в замке свода. Дом Кекушева на Остоженке Доходный дом Исакова на Пречистенке
Архитекторы : Отто Вагнер, Йозеф Мария Ольбрих Австрия ; Виктор Орта, Поль Анкар, Анри Ван де Вельде Бельгия ; Эдён Лехнер Венгрия ; Петер Беренс Германия ; Хендрик Берлаге Голландия ; Антонио Гауди Испания ; Элиель Сааринен Финляндия ; Эктор Гимар, Анри Соваж (Henri Sauvage) Франция ; Йозеф Фанта Чехия ; Чарльз Ренни Макинтош и группа « Четвёрка » Великобритания ; Эйжен Лаубе, Михаил Эйзенштейн Латвия.
Для живописи модерна характерно сочетание декоративной условности орнаментальных ковровых фонов и натуралистической осязательности отдельных деталей или фигур, силуэтность, использование больших цветовых плоскостей, тонко нюансированной монохромии. Скульптура модерна отличается динамикой и текучестью форм и силуэта. Особенно широкое распространение получил модерн в декоративно - прикладном искусстве, которому присущи те же черты, что и архитектуре и скульптуре, в том числе уподобление предметов и их отдельных деталей органическим формам ( керамические и железные изделия Гауди ; металлические ограды метро Э. Гимара, стеклянные изделия Э. Галле, украшения Р. Лалика во Франции ; стеклянные сосуды Л. К. Тиффани в США, мебель ван де Велде ). Большое развитие в модерне получила графика. Графика модерна была тесно связана с расцветом книжного дела и распространением художественных журналов, пропагандировавших идеи модерна
Художники : Герда Вегенер Дания ; Станислав Выспяньский Польша ; Морис Дени, Эдмон - Франсуа Аман - Жан Франция ; Густав Климт Австрия ; Жорж Леммен, Фернан Кнопф Бельгия ; Альфонс Муха Чехия ; Наби, Люсьен Леви - Дюрмэ (Lucien Levy-Dhurmer) Франция ; Джованни Сегантини Италия ; Ян Тороп Голландия ; Жорж де Фёр ( Йозеф ван Слейтерс ) Нидерланды ; Фердинанд Ходлер Швейцария ; М. А. Врубель ; А. Н. Бенуа ; В. М. Васнецов ; Р. К. Калмаков ; С. В. Малютин ; М. В. Нестеров ; В. Д. Поленов ; Л. С. Бакст, К. А. Сомов, Мир искусства Россия.
« Мир искусства » художественное объединение, сформировавшееся в России в конце х. Под тем же названием выходил журнал, издававшийся с 1898 г. членами группы. Основателями « Мира искусств » стали петербургский художник А. Н. Бенуа и театральный деятель С. П. Дягилев. Художественная ориентация « Мира искусства » была связана с модерном и символизмом. В противовес идеям передвижников художники « Мира искусства » провозгласили приоритет эстетического начала в искусстве. Члены « Мира искусства » утверждали, что искусство прежде всего выражение личности художника. « Мир искусства » Б. М. Кустодиев
Альфонс Мариа Муха чешский живописец, театральный художник, иллюстратор, ювелирный дизайнер и плакатист, один из наиболее известных представителей стиля « модерн ».
Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем. Центром композиции, как правило, является молодая здоровая женщина славянской внешности в свободной одежде, с роскошной короной волос, утопающая в море цветов. Картины обрамляют замысловатые растительные орнаменты, не скрывающие своего византийского или восточного происхождения.
Франтишек Билек Чехия ; Огюст Роден, Камилла Клодель, Аристид Майоль Франция ; Жорж Минне Бельгия ; Г. Обрист Германия. « Граждане Кале » О. Роден « Горюющая мать с двумя детьми » Ж. Минне
Луи Мажорель, Эмиль Галле, Эмиль Андре, Эжен Валлен, Камил Готье, Жак Грубер Франция ; Рихард Римершмид Германия ; Гюстав Бови, Хенри Ван де Вельде Бельгия ; Тонет, Коломан Мозер Австрия ; Франтишек Билек Чехия ; И. А. Фомин Россия ; Луис Комфорт Тиффани – США. Ваза с лилиями. Э. Галле Витраж « Древо жизни ». Л. Тиффани
Gorham США ; WMF, Оривит, Orion Kunstgewerbliche Metallwarenfabrik (Orion) Германия ; Арчибальд Нокс, Чарльз Хорнер Великобритания ; Феликс Бракмонд, Рене Лилик, Жорж Фуке, Эмиль Галле Франция. Р. Лалик
Бердслей, Обри Винсент (Aubrey Beardsley) Великобритания ; Анри Ван де Вельде (Van de Velde) Бельгия ; Теофиль Александр Стейнлен (Theophile Alexandre Steinlen) Швейцария ; Йохан Торн Приккер (Johan Thorn Prikker) Нидерланды. О. Бердслей. « Саломее » Т.- А. Стейнлен. « Черный кот »