Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида 27» «Ум ребёнка находится на кончиках пальцев». Сухомлинскиий В.А. Подготовила учтиель-логопед: Кандакова Яна Владимировна Проект «Рисование на манной крупе как средство развития мелкой моторики и ловкости рук у детей дошкольного возраста»
Паспорт проекта: Участники проекта: дети, родители, педагогический коллектив. Тип проекта: практико-ориентированный. Вид проекта: среднесрочный (27 января - 07 марта 2014 года) Количество воспитанников: 10
Если у ребёнка с раннего детства развивать мелкую моторику, то у него развиваются память, внимание, речь, активнее мыслительные процессы, он будет хорошо выполнять самую тонкую работу, а рука его будет готова к письму. Мелкая моторика Мышление Практические навыки Подготовка к письму Внимание Память Речь
Цель: стимулировать речевую и мыслительную деятельность ребенка через развитие мелкой моторики.
Задачи: Стимулировать зрительное и слуховое восприятие; Развивать память и связную речь; Обогащать словарный запас; Формировать координацию движений пальцев и кистей рук; Тренировать тонкие движения пальцев рук; Развивать навыки ручной умелости; Способствовать развитию творческих способностей.
Этапы проведения проекта I этап – подготовительный 1. Обсуждение целей и задач с родителями; 2. Накопление и изучение методической литературы по проблеме; 3. Разработка плана по теме «Рисование на манной крупе, как средство развития мелкой моторики и ловкости рук у детей дошкольного возраста»; 4. Подготовка материала и оборудования; 5. Предварительная работа по реализации проекта. II этап – основной (практический) 1. Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по рисованию на манной крупе; 2. Отбор эффективных техник рисования по манной крупе. III этап – заключительный 1. Оформление результатов проекта в виде презентации; 2. Проведение мастер-класса для родителей и педагогов.
Описание проекта. На подготовительном этапе нами была изучена методическая литература по проблеме; был разработан план работы; проводилась предварительная работа с детьми, включающая: Рисование на снегу простых форм, линии, отдельных предметов простых по композиции; Рисование на листе бумаги без использования кистей, красок и карандашей простых форм, линий, отдельных предметов простых по композиции; Рисование в воздухе пальцами и ладонями простых форм, линий, отдельных предметов простых по композиции; Рассматривание с детьми иллюстрации в книгах и журналах. Цель первого этапа заключалась, в разработке систематической, ступенчатой работы; подготовка детей к работе.
На втором этапе проводилась непосредственная образовательная деятельность по реализации проекта. Работа строилась по неделям: Первая неделя - «Снег белый и пушистый в воздухе кружиться». Цель - познакомить детей со свойствами манной крупы.
Упражнение «Ветер»
Упражнение «Метель»
Вторая неделя – «Клубочки для бабушки», «Машины едут и гудят». Цель – учить детей рисованию линий и кругов на манной крупе.
«Машины едут и гудят»
Третья неделя – «Кошкин дом». Цель – учить детей рисованрю манной крупой при помощи трафаретов.
Четвертая неделя – «Коврик для кошечки и собачки». Цель – учить детей рисованию манной крупой, выкрашенной в основные цвета спектра.
Техники рисования на манной крупе: 1. Кулаком; 2. Мизинцем; 3. Щепотью; 4. Симметрично двумя руками; 5. Одновременно несколькими пальцами; 6. Ребром большого пальца; 7. Указательным пальцем; 8. Ребром мизинца.
На заключительном этапе был проведен мастер-класс для родителей «Создание галереи творчества». Цель – повысить педагогическое мастерство педагогов и родителей. Оформление результатов в виде презентации.
Виды деятельности детей в процессе реализации проекта I Игровая деятельность 1. Дидактические игры; 2. Физкультминутки; 3. Упражнения на развитие мелкой моторики рук (пальчиковая гимнастика). II Познавательна деятельность 1. Упражнение «Снег», 2. Упражнение «Ветер»; III Коммуникативная деятельность 1. Беседы; 2. Обсуждения; 3. Рассказывание; 4. Ситуативные разговоры и речевые ситуации. IV Художественное творчество 1. Рисование на сухой крупе; 2. Рисование по трафаретам; 3. Рисование картин из сухой крупы, используя основные цвета спектра; V Музыка 1. «Одинокий пастух». 2. «Детские песни» («Мы едем, едем, едем»; «Голубой вагон»; «Снежинки»; «Метелица»).
Работа с родителями Обсуждение целей и задач проекта. Консультации в родительском уголке «Что такое мелкая моторика и как ее развивать», «Игры с манной крупой», «Рисуем на манке». Беседы. Оформление папки-раскладушки с фото отчетом о проделанной работе. Мастер-класс «Создание галереи творчества». Памятка для родителей «Игры с манной крупой».
Характеристика результатов. Результаты опытно-экспериментальной работы позволяют сделать вывод о том, что разработанная и внедренная система упражнений по развитию мелкой моторики способствовали повышению качественного уровня развития мелкой моторики у всех детей. 1. Дети стали более уверенно держать карандаш в руках, в рисунках начал проявляться сюжет, стала преобладать цветовая гамма; 2. Дети стали правильнее лепить из пластилина различные формы; 3. Заметные изменения произошли в развитии речи, дети четко стали проговаривать слова, появились в речи предложения, состоящие из 5-6 слов. Появился диалог. Речь стала более понятна. 4. Изменения произошли в сенсорном развитии, дети закрепили названия цветов. 5. Дети закрепили названия геометрических фигур. 6. Слаженная и умелая работа пальцев повысила умение детей застегивать и расстегивать пуговицы на кофте, куртке; помогла овладеть правильно, держать ложку, что позволило, есть детям аккуратно и чисто.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение как на теоретическом уровне, так и в процессе опытно-экспериментальной работы: систематическое использование методики рисования на манной крупе в процессе обучения и воспитания повышает уровень развития мелкой моторики.