Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Чиканская средняя общеобразовательная школа Методическая тема ШМО учителей начальных классов: «Формирование контрольно- оценочной самостоятельности младших школьников »
Проблемы формирования контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников как основы учебной самостоятельности школьников (основы умения учиться)
– выделить и описать этапы становления контрольно-оценочной деятельности младших школьников; – найти (разработать) оптимальные способы и организационные формы формирования действий контроля и оценки у учащихся; – разработать систему проверочных, диагностических работ для отслеживания контрольно-оценочной самостоятельности учащихся и динамики формирования способов их деятельности; – разработать эффективные и рациональные способы фиксации контрольно-оценочных действий учащихся; – создать нормативно-правовую базу для применения безотметочной системы оценивания, т.е. выработать относительно единую «оценочную политику» на уровне школы силами администрации, педагогов, детей и их родителей. Педагогические условия и педагогические средства решения проблемы
1 этап – переход от дошкольного к школьному образованию (1-й класс); 2 этап – совершенствование (опробование) форм и способов контроля и оценки в условиях формирования классного сообщества (2-й класс – первое полугодие 4-го класса); 3 этап – рефлексивный – переход от начальной школы к основной (второе полугодие 4-го – 5-й класс). Этапы становления контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников
1 фаза – совместной (учащимися и учителем) постановки и планирования задач года (сентябрь); 2 фаза – коллективного решения предметных задач года (октябрь – первая половина апреля); 3 фаза – рефлексивная (вторая половина апреля – май). Задачи КОД в ходе учебного года:
- прием «волшебные линеечки» ( изобретение оценочных шкал школьниками); - прием «прогностическая оценка» (оценка своих возможностей для решения той или иной задачи); - прием «задания-ловушки» (готовые «ловушки» на рефлексию освоения способа действия); - прием «составление заданий с ловушками» (определение или видение возможных ошибкоопасных мест или мест, имеющих разные варианты решений и т.п.); - прием «сопоставление своих действий и результата с образцом» (умение вычленять операциональный состав действия); - прием «составление задачи, подобной данной» (направлены на вычленение существенного в представленной задачи); - прием «классификация задач по способу их решения» (выделение общего способа действия»); - прием «составление задачи по чертежу» (умение переходить от графического языка к словесному описанию); - прием «обнаружение причин ошибок и способы их устранения» (умение учащихся искать причины своих ошибок и намечать путь их ликвидации); - прием «создание «помощника» для проверки работы» (умение найти или изготовить себе «помощника» с помощью которого можно точно проверить выполненное задание. Педагогические приемы КОД
- прием «составление проверочных заданий» (работа над выделением критериев и на их основе разработка проверочных заданий); - прием «обоснованный отказ от выполнения заданий» (умение обнаруживать границу своих знаний, обнаруживать задания с недостающими условиями, например, методика «диктант для робота»); - прием «многоступенчатый выбор» (умение работать со столом «заданий»); - прием «орфографические или математические софизмы» (умение обнаружить и опровергнуть псевдологичное рассуждение при решении той или иной задачи); - прием «разноцветные поправки» (умение работать над совершенствованием своего текста (работы), формирует потребность у учащихся к неоднократному возврату за продолжительный отрезок времени); - прием «умные вопросы» (умение не просто определить «дефицит» своих знаний, но и задать нужный вопрос учителю: « я этого не знаю, но могу узнать, если задам вопрос учителю…»). Педагогические приемы контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников
а) разновозрастное сотрудничество учащихся 1- 5-х классов; б) Педагогические средства контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников место и время для предъявления личных достижений учащихся и класса; в) «Учебное портфолио» г) организация самостоятельной работы учащихся
Другой формой накопительной системы оценки может являться подготовка «портфеля» ученика и его презентация. «Учебное портфолио» представляет собой одну из технологий формирования у учащихся способности к объективной самооценке. Она позволяет ребенку осмыслить свои знания, поступки, возможности. Кроме того, просматривая последовательность своих работ в течение года, ребенок получает более полное и ясное представление о ходе совместной деятельности, которая привела всех к успешному результату. Такая форма рефлексивной работы помогает школьникам научится анализировать собственную работу; объективно оценивать свои возможности и видеть способы преодоления трудностей, достижения более высоких результатов. В такой работе повышается ответственность за свой труд. Подобная технология в целом позволяет представить целостную картину объективного продвижения ученика в той или иной предметной области. Такая работа в начальной школе является началом работы подростков в основной школе по созданию собственных «учебников» по отдельным учебным предметам по усмотрению учащихся Педагогические средства КОД
1.3.Контрольно-оценочная самостоятельность Действие контроля Осуществление контроля по образцу Проверочная работа Анализ выполнения задания% выполнения заданий Выполнение задания по инструкции Рефлексивный контроль за выбором способа и средства действия Учебная задача Разбор учебной ситуации, встроенное наблюдение Фиксация «разрыва» в новой учебной ситуации Действие оценки Определение критериев для оценки результатов действия Проверочная работа Работа с оценочным листом Заполненный оценочный лист до выполнения проверочной работы Оценка действий другого человека и самооценка на основе заданных критериев Самостоятельная работа Проведение самооценки по итогам выполнения самостоятельной работы Оценочный лист Прогностическая оценка перед решением задачи (оценка своих возможностей) Проверочная работа, проектная задача Определение учебных возможностей до решения задач Фиксация в оценочном листе Использование действий контроля и оценки в учебной деятельности Определение возможных ошибок при решении задач Проверочная работа, учебное занятие Прогностическая оценка Оценочный лист Определение причин своих и чужих ошибок и подбор из предложенных заданий тех, с помощью которых можно ликвидировать выявленные ошибки Учебное занятие, мастерская, консультация Анализ детских работ Оценочный лист Определение готовности учащегося к предъявлению результатов решения задачи другим Урок-презентация Сбор работ учащихся Публичная презентацмя Оформление достижений и результатов и предъявление их на публичную оценку Доска достижений и презентаций, потрфолио Анализ материалов Публичная презентация Группа показателей ПоказательиндикаторыИсточник данных Способ сбора данных Способ фиксации данных
1.3. Контрольно-оценочная самостоятельность Определяет причины своих и чужих ошибок Ученик 3-его класса писал диктант. Он допустил несколько ошибок в выделенных словах, исправь их. Гроза. Лепестки цветов одуванчика начинают складыватся. Закрываються водяные лилии. Вечереет, приближаеться ночь. У некоторых растений готовяться ко сну и листья. А утром они обязательно проснуться, раскроются навстречу лучам солнца. Какое правило ученик не знает. Напиши его. Ученик должен записать правило про орфограмму «ТЬСЯ-ТСЯ»: чтобы проверить, нужен ли Ь, надо задать вопрос. Если в вопросе есть Ь, то и в проверяемом слове его надо писать. И т.д.
Контрольно-оценочная самостоятельность Осуществляет оценку действий другого человека на основе заданных критериев Проверь, правильно ли проверил ученик ОСлП в окончании: На диван… - на коне – на диване В осенн…м (лесу) – простым – осенним В трамва… – окончание нарушитель – в трамваи На елк… - на осле – на елке Из вишн… –из степи – из вишни. Во всех вариантах, кроме первого, проверка осуществлена неверно.
Контрольно-оценочная самостоятельность Выделяет критерии для оценки результатов действия 1. Предложи критерии, по которым ты, если бы был учителем, оценил выполнение задания своими учениками. Выполни задание сам и оцени свое решение по этим критериям. Задание: «Определи, какое число больше: или ». Ожидаемые критерии ученика: Умение складывать многозначные числа, умение сравнивать многозначные числа. Скрытый критерий: Увидит ли ученик, что вторая сумма больше, поскольку в ней каждое слагаемое больше соответствующего слагаемого в первой сумме.
Контрольно-оценочная самостоятельность Осуществляет контроль по образцу и рефлексивный контроль по итогам выполненного действия Два ученика решали задачу: У Коли 18 машинок. Это на 6 больше, чем у Саши, и на 6 меньше, чем у Миши. Сколько всего машинок у ребят? Первый ученик решал задачу так: Второй ученик решал задачу так: У Саши = 24 (машинки). У Саши 18 – 6 = 12 (машинок). У Миши 18 – 6 = 12 (машинок). У Миши = 24 (машинки). Всего у ребят = 54 (машинки). Всего у ребят = 36 (машинок). Кто из учеников правильно решил задачу? Первый ученик ошибся при определении количества машинок у Саши и у Миши (не учел, что задача сформулирована в косвенной форме). Но это не повлияло на конечный результат – 1 балл; Второй ученик правильно нашел количество машинок у Саши и у Миши. Но при определении общего количества машинок забыл включить в него машинки Коли
Спасибо за внимание!