Проектирование образовательного процесса в ДОУ в условиях перехода на ФГОС дошкольного образования
Рекомендации Н.А. Коротковой и Н.Я. Михайленко структура педагогического процесса определяется типом взаимодействия взрослого с детьми, т.е. в зависимости от занимаемой взрослым позиции по отношению к детям; это позиция равного партнера; педагог - создатель окружающей развивающей среды и предметного мира ребенка-дошкольника.
В соответствии с ФГОС учебная модель не актуальна Блок совместной деятельности необходимо расширить в организационном и содержательном планах за счет использования нетрадиционных форм работы с детьми. В частности, НОД организуется в форме игровых развивающих ситуаций и ситуаций общения.
Принцип Образовательной системы «Школа 2100» - принцип минимакса (А.А. Леонтьев) Каждый ребенок может узнать все, что его интересует, но понять и запомнить он должен сравнительно небольшой образовательный минимум. Данный принцип позволяет организовать образовательный процесс без постоянных повторений одного и того же в ходе разных видов деятельности, что способствует лучшему усвоению детьми.
Необходимое условие организации образовательного процесса, в соответствии с ФГОС ДО Полноценно организованная образовательная среда, построенная с учетом реализации образовательных областей.
Основные составляющие организации образовательного процесса: совместная (партнерская) деятельность взрослого и детей; свободная самостоятельная деятельность детей, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками.
1-й шаг: составление тематического плана Тематический план по образовательной области «……….» Цель _______________________ Задачи программы НОД или режимные моменты Тема Результат
Данный план позволил отобрать содержание, которое представлено пятью образовательными областями в разных видах деятельности и культурных практиках, с опорой на поддержку детской инициативы.
2-й шаг: разработка перспективного плана Перспективный план по образовательной области «……..» Тема/ форма работы Содержа- ние Связь с другими видами деятель- ности Развиваю- щая среда Взаимо- действие с семьями воспитан- ников «Наш любимый детский сад» (Экскурсия) Вид деятельнос- ти:,,,,,,,, Задача:……
3-й шаг: составление календарного плана на основе перспективного Примерная циклограмма образовательной деятельности (на основе проекта ФГОС) 1-я половина дня 2-я половина дня Режимные моменты: - утренняя гимнастика; -подготовка к завтраку, завтрак; -подготовка к прогулке, возвращение с прогулки; - подготовка к обеду, обед; - подготовка к сну. Режимные моменты: -подъём, воздушные, водные процедуры; --подготовка к полднику/ ужину,полдник/ужин
3-й шаг: составление календарного плана на основе перспективного Примерная циклограмма образовательной деятельности (на основе проекта ФГОС) 1-я половина дня 2-я половина дня Утро: Индивидуальная работа (на основе педагогической диагностики) Совместная деятельность: -игровая; -коммуникативная; - сомообслуживание и элементарный бытовой труд; - познавательно исследовательская; Перед 2-й прогулкой: Совместная деятельность: -игровая; -коммуникативная; - сомообслуживание и элементарный бытовой труд; - познавательно исследовательская
3-й шаг: составление календарного плана на основе перспективного Примерная циклограмма образовательной деятельности (на основе проекта ФГОС) 1-я половина дня 2-я половина дня -восприятие художественной литературы и фольклора; -конструирование; -изобразительна; -музыкальная; -двигательная. Самостоятельная деятельность (создание предметно-развивающей среды, проблемных ситуаций в среде, мотивация к самостоятельной деятельности) -восприятие художественной литературы и фольклора; -конструирование; -изобразительна; -музыкальная; -двигательная. Дополнительные образовательные услуги: (кружки/секции)
3-й шаг: составление календарного плана на основе перспективного Примерная циклограмма образовательной деятельности (на основе проекта ФГОС) 1-я половина дня 2-я половина дня 1-я прогулка Совместная деятельность: -игровая; -коммуникативная; -элементарный бытовой труд; -познавательно-исследовательская; -двигательная. Самостоятельная деятельность. Индивидуальная работа. (на основе педагогической диагностики) 2-я прогулка Совместная деятельность: -игровая; -коммуникативная; -элементарный бытовой труд; -познавательно-исследовательская; -двигательная. Самостоятельная деятельность.
3-й шаг: составление календарного плана на основе перспективного Примерная циклограмма образовательной деятельности (на основе проекта ФГОС) 1-я половина дня 2-я половина дня Вечер: Самостоятельная деятельность. Индивидуальная работа. (на основе педагогической диагностики)