Методологические аспекты организации модели проведения школ здоровья М. Ичева – заведующая редакционно-издательским отделом ОГКУЗ особого типа «Областной центр медицинской профилактики»
Школа здоровья ( пациента ) – организационная форма профилактического группового консультирования ( гигиенического обучения и воспитания ) Укрепление здоровья и профилактики заболеваний. Основные термины и понятия // под ред. Вялкова А. И., Оганова Р. Г. – ГЕОТАР - Медиа, – 21 с. 2
Школа здоровья включена в отраслевой классификатор « Сложные и комплексные медицинские услуги » ( приказ Министерства здравоохранения РФ от г. 268 « Система стандартизации в здравоохранении Российской Федерации ») 3
Основная идея обучения – обучить не болезни, а тому, как сохранить здоровье, как уменьшить ее проявления, снизить риск развития осложнений, обучить практическим навыкам по самоконтролю за состоянием здоровья, по оказанию доврачебной самопомощи при обострении заболевания. 4
Цели школы здоровья Повышение информированности пациентов о заболевании и факторах риска развития заболеваний и осложнений Повышение ответственности пациента за сохранение здоровья Формирование рационального и активного отношения пациента к здоровью, мотивации к оздоровлению, приверженности к лечению Формирование умений и навыков по самоконтролю и самопомощи в неотложных ситуациях Формирование у пациентов навыков и умений по снижению неблагоприятного влияния на здоровье поведенческих, управляемых факторов риска. 5
Преимущество группового профилактического консультирования O Усиливается действенность обучения – создается атмосфера коллектива, нивелируется чувство одиночества, улучшается эмоциональный контакт. O При групповом обсуждении создаются условия для более эффективного применения основных принципов и приемов обучения взрослого населения с учетом психологии изменения поведения и поведенческих привычек O Эффективность повышается за счет обмена опытом между пациентами, примеров из их жизни и пр. Эффективность вмешательства по отказу от курения (% бросивших курить) 6
Основные принципы проведения школ здоровья Формирование «тематической» целевой группы пациентов с относительно сходными характеристиками Для избранной целевой группы проводится цикл занятий по заранее составленному плану и по согласованному графику; одно из основных требований – посещение всего цикла занятий Численность целевой группы пациентов должна быть не более человек Организация группового консультирования должна проводится в специально оборудованном помещении 7
Структура занятия Занятие не более 1 академического часа Информационная часть (блок не более минут) Изложение материала, показ слайдов Активная часть занятий Вопросы - ответы Проведение расчетов и оценок Обучение практическим навыкам Измерение артериального давления, подсчёта пульса, индексы массы тела и т.д. Знакомство со справочными таблицами, построение рациона Информационная часть (блок не более минут) Изложение материала, показ слайдов Активная часть занятий Задание на дом (разработать индивидуальный рацион питания и т.д.) Перерыв 5-10 минут 8
Факторы, влияющие на результативность и эффективность профилактической помощи в школах здоровья 9
Перечень отчетно-учетной документации 1. Журнал регистрации пациентов, обучающихся в Школе здоровья 10 Ф. И. О. пациента Возраст Контактный телефон Дата занятий 1234 Отметка о присутствии 2. Медицинская карта амбулаторного больного
Оценка эффективности работы Школы здоровья Оценка объема и полноты: - количество пациентов, обученных в Школе; - % обученных пациентов от общего количества пациентов, состоящих на учете (для пациентов, имеющих прикрепленное население) Оценка организации и качества обучения проводится на основании опроса пациентов на последнем занятии. Оценка уровня знаний. Оценка уровня приобретенных за время обучения знаний у пациентов проводиться методом тестирования. 11
ВОПРОСНИК по оценке обучения в Школе здоровья Дата «___» __________ 20 г. Уважаемый ( ая ) слушатель Школы, просим Вас заполнить эту анкету, Ваши ответы помогут определить, насколько полезным и интересным было для Вас посещение Школы, а Ваши советы и пожелания помогут нам улучшить качество дальнейшего обучения. В соответствии с Вашим личным мнением дайте оценку по пятибалльной системе : от 1 ( низшая оценка ) до 5 ( высшая оценка ) Благодарим за участие ! Желаем доброго здоровья ! Утверждение Баллы ( оценки ) 1. Организация обучения в Школе в целом 2. Численность группы 3. Время проведения занятия 4. Продолжительность занятий 5. Частота занятий 6. Было много новой информации 7. Обучение в Школе было для Вас полезным 8. Вы удовлетворены обучение в целом 9. Заниматься было интересно 10. Советы, полученные в Школе, выполнимы для Вас 11. Ваши пожелания по обучению в Школе 12
ВОПРОСНИК по оценке знаний слушателей Школы здоровья по артериальной гипертонии 13 Утверждение Ответ Да Нет Не знаю 1 Повышенным считается уровень АД 140/90 мм. рт. ст. и выше 2 АД нужно измерять только при ухудшенном самочувствии 3. При гипертоническом кризе необходимо принять таблетку и вызвать врача 4 Если гипертония хорошо переносится, то она не требует лечения 5 Избыточная масса тела не виляет на уровень АД 6 Повышению АД способствует курение 7 Низкая физическая активность способствует понижению АД 8 Наследственность повышает риск повышения АД 9 Ежедневное употребление небольших доз алкоголя полезно для здоровья 10 При гипертонии необходимо ограничить потребление соли до 3-5 г. в сутки (1 чайная ложка без верха ) 11 Для улучшения здоровья необходимо ходить пешком в умеренном ( с ускорением ) не менее 30 минут в день 12 Для снижения риска осложнений гипертонии достаточно контролировать только уровень АД Утверждения 1,3,6,7,8, 10, 11 – правильные, 2,4,5,9,12 – неправильные 2,4,5,9,12 – неправильные
ВОПРОСНИК по оценке знаний слушателей Школы здоровья по сахарному диабету II типа 14 Утверждение Ответ Да Нет Не знаю 1 Повышенным считается уровень сахара выше 5,5 ммоль / л. 2 Повышение сахара крови всегда сопровождается ухудшением самочувствия 3. При резком снижении сахара крови лучше всего принять стакан сладкого напитка 4 Если организму не хватает инсулина, то уровень сахара крови понижается 5 Самоконтроль уровня сахара желательно проводить перед едой и через 1-2 часа после еды 6 Лишний вес способствует повышению сахара крови 7 Физические нагрузки способствуют снижению сахара крови 8 Ежедневное употребление небольших доз алкоголя полезно для здоровья, особенно при сахарном диабете, так как способствует снижению сахара крвои 9 При сахарном диабете пища должна содержать большой объем клетчатки ( растительных волокон в основном в виде овощей 10 Для улучшения здоровья при сахарном диабете необходимо ходить пешком в умеренном темпе не менее 30 минут в день 11 Нормальные показатели сахара крови можно поддерживать только с помощью сахароснижающих таблеток 12 Для снижения риска осложнений сахарного диабета достаточно контролировать только уровень сахара крови Утверждения 1, 3, 5, 6, 7, 9, 10– правильные, 2, 4, 8, 11, 12 – неправильные 2, 4, 8, 11, 12 – неправильные
Рекомендуемая литература O Школа здоровья : артериальная гипертония. Руководство для врачей / под ред. Р. Г. Оганова.- М :- Гэотар - Медия,2008. – 192 с. O Школа здоровья : факторы риска сердечно - сосудистых заболеваний. Руководство для врачей / под ред. Р. Г. Оганова.- М.:- Гэотар - Медиа, – 160 с. O Школа здоровья : избыточная масса тела и ожирение. Руководство для врачей / под ред. Р. Г. Оганова. – М.:- Гэотар - Медия, с. O Профилактическое консультирование пациентов с избыточной массой тела и ожирением.// Пособие для врачей. ISBN , М – 118 с. O Оказание медицинской помощи по снижению избыточной массы тела.// Методические рекомендации. ФГБУ « ГНИЦ профилактической медицины Минздрава России » М. – – 53 с. O Оказание медицинской помощи по снижению, профилактике и отказу от курения.// Методические рекомендации. ФГБУ « ГНИЦ профилактической медицины Минздрава России » М. – – 42 с. O Физическая активность. Методические рекомендации. ФГБУ « ГНИЦ профилактической медицины Минздрава России » М. – – 33 с. O Плавинский С. Л., Кузнецова О. Ю., Баринова А. Н. и соавт. Скрининг и краткосрочное вмешательство, направленные на снижение опасного и вреднего потребления алкоголя // С. Пб. Ин - т общественного здоровья. – – 154 с. 15
16 «Основы рационального питания» «Методические материалы по проблемам злоупотребления алкоголем для медицинских работников» «Острые респираторные заболевания» «Неспецифическая профилактика гриппа и ОРЗ» «Рекомендации по организации Школы здоровья для подростков» «Рекомендации по организации Школы здоровья для желающих бросить курить» «Оказание медицинской помощи взрослому населению по профилактике и отказу от курения» «Методические рекомендации «Стресс и дистресс» «Профилактика остеопороза»
17