НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РАЗНОВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Беленко Татьяна Сергеевна, методист учебно-методического отдела дошкольного и начального образования ГУО «Гомельский областной институт развития образования»
Список нормативных правовых, технических правовых и локальных актов Министерства образования Республики Беларусь 1. Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 г XII 2. Кодекс Республики Беларусь об образовании от 13 января 2011 г. 243-З 3. Кодекс Республики Беларусь о браке и семье от 9 июля 1999 г. 278-З 4. Бюджетный кодекс Республики Беларусь от 16 июля 2008 г Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. 218-З
Кодекс Республики Беларусь об образовании от 13 января 2011 г. 243-З Положение об учреждении дошкольного образования (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. 150) Образовательные стандарты дошкольного образования (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 29 декабря 2012 г. 146) Учебно-программная документация образовательной программы дошкольного образования: учебная программа дошкольного образования (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 27 ноября 2012 г. 133) и типовой учебный план дошкольного образования (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. 154) Санитарные нормы и правила «Требования для учреждений дошкольного образования» (постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь 25 января 2013 г. 8)
Кодекс Республики Беларусь об образовании, ст. 142 Образовательная программа дошкольного образования реализуется в учреждениях дошкольного образования, яслях-саду начальной школе, яслях-саду базовой школе, яслях-саду средней школе, детском саду начальной школе, детском саду базовой школе, детском саду средней школе)
Воспитанники учреждений дошкольного образования, объединяются в группы общего назначения и санаторные, включающие разновозрастные группы (в возрасте от 1 года до 7 лет) Наполняемость групп не должна превышать 12 воспитанников Кодекс Республики Беларусь об образовании, ст.147, п.7.8. Положение об учреждении дошкольного образования, ст.42 Образовательные стандарты дошкольного образования, п
Кодекс Республики Беларусь об образовании, ст. 147, п.7.8. Положение об учреждении дошкольного образования, ст.16 Время пребывания воспитанников в учреждении дошкольного образования может составлять: от 2 до 7 часов; 10,5 часов; 12 часов; 24 часа Время пребывания воспитанников в учреждении дошкольного образования определяется его учредителем и по желанию законного представителя может быть уменьшено Если время пребывания воспитанников составляет от 2 до 7 часов ежедневно, несколько дней в неделю, месяц, год, то создаются группы кратковременного пребывания
Санитарные нормы и правила «Требования для учреждений дошкольного образования», п.160 Распорядок дня воспитанников в учреждении дошкольного образования должен предусматривать: гигиенически обусловленную длительность сна, бодрствования воспитанников различных возрастных групп; достаточное пребывание на свежем воздухе; осуществление оздоровительных и профилактических мероприятий; проведение образовательного процесса (занятий), включающего рациональное сочетание различных по характеру видов деятельности, умственных и физических нагрузок
Санитарные нормы и правила «Требования для учреждений дошкольного образования», п.160 Длительность занятий с воспитанниками в возрасте от 2 до 3 лет и от 3 до 4 лет должна составлять до минут, с воспитанниками в возрасте от 4 до 5 лет - до минут, с воспитанниками в физкультурные минутки - не менее 1,5 - 2 минуты Продолжительность перерывов между занятиями должна быть минут. Во время перерывов должны проводиться подвижные игры умеренной интенсивности В начале и конце недели должны предусматриваться облегченные по содержанию и умственной нагрузке занятия Домашние задания во всех группах задаваться не должны
Санитарные нормы и правила «Требования для учреждений дошкольного образования», п.160 Пребывание воспитанников на открытом воздухе должно предусматриваться не реже двух раз в день общей продолжительностью не менее 3 часов 20 минут – 4 часов в зависимости от режима работы дошкольного учреждения и в соответствии с учебной программой дошкольного образования, утвержденной в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь
Санитарные нормы и правила «Требования для учреждений дошкольного образования», п.160 Во время прогулки должны быть обеспечены двигательная активность воспитанников и рациональная одежда в зависимости от погодных условий, в том числе в зимний период Руководитель учреждения дошкольного образования может принимать решение о сокращении длительности (или запрещении) прогулок для воспитанников на открытом воздухе при неблагоприятных погодных условиях (дождь, ураган, другие техногенные чрезвычайные ситуации), а также в условиях скорости движения воздуха более 3 м/сек и температуре атмосферного воздуха - 15 °С и ниже – для воспитанников в возрасте до 3 лет, при температуре атмосферного воздуха -18 °С и ниже – для воспитанников в возрасте от 3 до 7 лет
Кодекс Республики Беларусь об образовании, ст. 145 Положение об учреждении дошкольного образования, п.3 Учреждение дошкольного образования учреждение образования, которое реализует образовательную программу дошкольного образования, программу воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью
Образовательные стандарты дошкольного образования, п.5.1. Образовательная программа дошкольного образования включает: содержание (образовательные стандарты, научно- методическое обеспечение образования) и ресурсное (кадровое и материально-техническое) обеспечение
Образовательные стандарты дошкольного образования, п.5.1. Для реализации образовательной программы дошкольного образования на основе образовательных стандартов разрабатываются учебная программа дошкольного образования, типовой учебный план дошкольного образования Дошкольное учреждение на основе типового учебного плана дошкольного образования разрабатывает учебный план дошкольного учреждения
Образовательные стандарты дошкольного образования, п Планирование образовательного процесса осуществляется на основе учебно- программной документации образовательной программы дошкольного образования
Кодекс Республики Беларусь об образовании, ст. 94, п.9. Образовательные стандарты дошкольного образования, п.5.1. В образовательном процессе используются учебные пособия и иные учебные издания, утвержденные либо допущенные Министерством образования Республики Беларусь, рекомендованные организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение образования
Образовательные стандарты дошкольного образования, п.2. Содержание дошкольного образования - система представлений, умений, навыков, опыта творческой деятельности, эмоционально- ценностного отношения детей раннего и дошкольного возраста к себе и миру. Включает взаимосвязанные и взаимозависимые направления развития: физическое, социально- нравственное и личностное, познавательное, речевое, эстетическое. Содержание каждого направления конкретизируется образовательными областями: физическая культура, ребенок и общество, элементарные математические представления, ребенок и природа, развитие речи и культура речевого общения, обучение грамоте, искусство.
Образовательные стандарты дошкольного образования, п.2. Базовый компонент - обязательное содержание дошкольного образования, которое соотносится с целью дошкольного образования и отражает сущность направлений развития воспитанников и содержание соответствующих им образовательных областей. Содержание дошкольного образования сверх базового компонента определяется закономерностями развития детей в дошкольном возрасте, способствует расширению и раскрытию возможностей, удовлетворению индивидуальных потребностей каждого воспитанника с учетом зоны его ближайшего развития в условиях разных видов деятельности. Содержание образовательного процесса сверх базового компонента не дублирует содержание базового компонента
Образовательные стандарты дошкольного образования, п.1. Стандарты устанавливают требования к содержанию учебно-программной документации образовательной программы дошкольного образования, срокам получения образования, организации образовательного процесса, уровню подготовки воспитанников
Образовательные стандарты дошкольного образования, п.2. Образовательный процесс - воспитание и обучение, организованные дошкольным учреждением в целях освоения воспитанниками содержания образовательной программы дошкольного образования
Кодекс Республики Беларусь об образовании, ст. 147, п.13. Образовательные стандарты дошкольного образования, п ,п Организация образовательного процесса при реализации образовательной программы дошкольного образования осуществляется круглогодично Организация образовательного процесса включает оптимальное чередование видов детской деятельности: специально организованной деятельности воспитанников нерегламентированной деятельности воспитанников Общая продолжительность каникул, в период которых занятия с воспитанниками не проводятся, составляет 110 дней: летние - 90 календарных дней; зимние - 10 календарных дней; весенние - 10 календарных дней. В период каникул проводится физкультурно- оздоровительная и художественно-эстетическая работа с воспитанниками.
Образовательные стандарты дошкольного образования, п.2.,п Образовательный процесс организуется в режиме 5-дневной учебной недели. Ежедневное количество занятий (игр) в каждой возрастной группе и их последовательность определяются учебным планом дошкольного учреждения, который утверждается руководителем дошкольного учреждения
Кодекс Республики Беларусь об образовании, ст. 90 Образовательные стандарты дошкольного образования, п Образовательный процесс осуществляется на государственных языках Республики Беларусь. Основной язык обучения и воспитания определяется его учредителем с учетом пожеланий законных представителей воспитанников
Образовательные стандарты дошкольного образования, п , Основными формами организации образовательного процесса являются игра, занятие. Кроме основных форм организации могут использоваться иные формы: экскурсия, наблюдение, дежурство и другие Образовательный процесс осуществляется в подгруппах или индивидуально
Образовательные стандарты дошкольного образования, п , Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь к 2013/2014 учебному году Для получения информации об эффективности образовательного процесса в дошкольном учреждении, а также о динамике развития, успешности воспитания и обучения воспитанников дошкольных учреждений проводится психологическая и педагогическая диагностика Педагогическая диагностика - выявление динамики развития, успешности воспитания и обучения воспитанников с использованием методик, рекомендованных Министерством образования Республики Беларусь При оказании психологической помощи применяются методы и методики психологической диагностики, психологической коррекции, психологического консультирования, психологической профилактики, психологического просвещения, разрешенные к применению Министерством здравоохранения Республики Беларусь и Министерством образования Республики Беларусь. При оказании психологической помощи педагог-психолог информирует законного представителя несовершеннолетнего о целях, формах и методах оказания психологической помощи, а также о наличии у него права отказаться от предлагаемых методов оказания психологической помощи, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 18 Закона Республики Беларусь "Об оказании психологической помощи"частью второй статьи 18
Образовательные стандарты дошкольного образования, п , Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь к 2013/2014 учебному году На основе результатов диагностики воспитателем и педагогом-психологом учреждения дошкольного образования в случае необходимости (запрос законных представителей воспитанников, учреждения общего среднего образования, иных организаций в соответствии с законодательством) составляется характеристика на воспитанника В ней указываются: дата заполнения; сведения о воспитаннике и его семье: фамилия, имя собственное ребенка, дата и год рождения, возраст на момент обследования, домашний адрес, фамилия и инициалы законных представителей воспитанника, их образование, род занятий, состав семьи, материальные условия жизни семьи (хорошие, удовлетворительные, неудовлетворительные); данные о готовности воспитанника к обучению на первой ступени общего среднего образования: характеристика физического, социально- нравственного и личностного, познавательного, речевого, эстетического развития; заключение Характеристика подписывается воспитателем, педагогом-психологом и утверждается руководителем дошкольного учреждения
Кодекс Республики Беларусь об образовании, ст. 144 Срок получения дошкольного образования определяется законными представителями воспитанников. При этом срок освоения содержания образовательной программы дошкольного образования составляет до пяти лет десяти месяцев и может быть увеличен на один год по медицинским показаниям или по усмотрению законных представителей воспитанников
Образовательные стандарты дошкольного образования, п.2., Качество дошкольного образования - соответствие образования требованиям образовательных стандартов дошкольного образования, учебно- программной документации образовательной программы дошкольного (специального) образования Контроль, самоконтроль за обеспечением качества дошкольного образования воспитанников осуществляется Департаментом контроля качества образования Министерства образования Республики Беларусь, уполномоченными государственными органами, дошкольными учреждениями на основании критериев оценки качества дошкольного образования (таблица 2).(таблица 2)
Качество услуг дошкольного учреждения на рынке образовательных услуг: Состояние формирования социально-педагогического заказа на образовательные услуги дошкольного учреждения: наличие банка данных о детях; оптимальность комплектования дошкольного учреждения; уровень формирования ресурсных условий для обеспечения качества реализации образовательной программы дошкольного образования и предоставляемых услуг в соответствии с запросами; уровень удовлетворенности главных заказчиков качеством дошкольного образования воспитанников (оценка родителей, официальные итоги проверок служб государственного контроля и др.)
Качество здоровьесберегающей системы в учреждении дошкольного образования: Соответствие медико-психолого-педагогического сопровождения каждого воспитанника установленным требованиям нормативных правовых актов Наличие углубленных медицинских осмотров детей Состояние здоровья детей Анализ заболеваемости детей Определение оптимальной учебной нагрузки на ребенка Соответствие распорядка жизнедеятельности детей в дошкольном учреждении утвержденным нормам Адекватность принимаемых мер по профилактике заболеваемости. Рациональность и сбалансированность питания Уровень взаимодействия сотрудников в обеспечении безопасных условий жизнедеятельности детей в течение дня Распределение обязанностей, ответственности сотрудников в реализации содержания дошкольного образования воспитанников, организации образовательного процесса Стиль взаимодействия с воспитанниками Статусная роль родителей в обеспечении дошкольного образования их ребенка Динамика состояния здоровья за период пребывания воспитанника в группе, дошкольном учреждении
Качество образовательного процесса: Наличие утвержденного учебного плана учреждения дошкольного образования, его соответствие типовому учебному плану, дифференцированным образовательным услугам, в том числе на платной основе, образовательным стандартам дошкольного образования Соответствие содержания дошкольного образования, в том числе образовательных услуг на платной основе, утвержденной учебной программе Соответствие используемых образовательных методик, технологий концептуальным положениям дошкольной педагогики и возрастной психологии Соответствие оснащенности образовательного процесса учебно-методическими комплексами установленным требованиям Уровень соответствия организации образовательного процесса образовательной программе дошкольного образования: концептуальным положениям дошкольной педагогики и возрастной психологии: планирование и организация образовательного процесса на основе педагогической диагностики развития воспитанника, которую проводит воспитатель во взаимодействии с другими педагогами с целью оптимального выбора педагогических стратегий в соответствии с показателями воспитания, обучения и развития, утвержденными образовательными стандартами дошкольного образования и учебной программой дошкольного образования. Уровень соответствия развивающей предметной среды установленным требованиям. Динамика образовательного и квалификационного уровней педагогических и медицинских кадров (профессиональная компетентность), результативность методического сопровождения их деятельности. Уровень соответствия развития выпускников дошкольного учреждения образовательным стандартам дошкольного образования, которые оцениваются педагогами воспитанников
Качество условий образовательного процесса: Уровень соответствия форм взаимодействия участников образовательного процесса нормам, установленным законодательством Соответствие кадрового состава утвержденным для дошкольных учреждений типовым штатам. Наличие вакансий, интенсивность движения кадров Уровень соответствия материально-технической базы дошкольного учреждения установленным нормативам Выполнение государственных социальных стандартов по финансированию содержания одного воспитанника в год Формирование и объемы бюджетных, внебюджетных расходов на год
О внесении изменений в выпуск 28 единого квалификационного справочника должностей служащих. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 21 октября 2011 г. 150 Помощник воспитателя участвует в организации жизнедеятельности детей, осуществляет уход за ними в течение их пребывания в учреждении (оказывает помощь в одевании, раздевании, умывании, кормлении, укладывании детей в постель, сопровождает на лечебно-профилактические мероприятия, прогулку под руководством воспитателя Обеспечивает охрану жизни и здоровья детей в учреждении, участвует в образовательном процессе Осуществляет комплекс неотложных мероприятий по санитарно-гигиеническому уходу за детьми, оказывает им помощь в перемещении, самообслуживании, контролирует ими соблюдения распорядка дня Выполняет рекомендации воспитателя, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей Взаимодействует с педагогическим и медицинским персоналом, законными представителями воспитанников по обеспечению образовательного процесса, оздоровительной работы Участвует в работе педагогических советов, родительских собраний и выполняет их решения
НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РАЗНОВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Беленко Татьяна Сергеевна, методист учебно-методического отдела дошкольного и начального образования ГУО «Гомельский областной институт развития образования»